Что такое геймификация в бизнесе, зачем она нужна, рассказали эксперты. В статье — плюсы и минусы внедрения игрофикации, советы от HR-практиков и примеры. Изучив рекомендации, вы сможете избежать стандартных ошибок.
Геймификация в бизнесе: повышайте эффективность сотрудников
Что такое геймификация в бизнесе
Геймификация в бизнесе подразумевает разработку и внедрение игровых элементов в рабочие процессы. Ее используют, чтобы обучить сотрудников, привить им корпоративные нормы, сплотить коллектив и т.д.
Геймификация несколько отличается от деловых игр, мозговых штурмов и кейсов тем, что в нее включены дополнительные элементы: рейтинги, награды, бейджи и многое другое.
Внедряя геймификацию в компании, вы можете создать тематические локации прямо в офисе. Такой подход и особый интерьер привлекает внимание не только сотрудников, но и клиентов. Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, как серьезную рабочую задачу превратить в игру. Примените методы геймификации
Используя игрофикацию в бизнесе, сделайте символы и знаки успеха привлекательными для сотрудников. Сделайте процесс награждения публичным, а награды, которые получают победители, значимыми в их карьере. Если выдавать их только для «галочки», персонал быстро потеряет интерес к нововведениям, перестанет проявлять инициативность.
Пример В компании «Дельта» руководитель Илья решил внедрить геймификацию в процессы управления персоналом, опираясь на конкурирующую фирму «Омега». Лидерам конкурсов и игр вручались грамоты, мелкие подарки, которые чаще всего находили место в столе в самом дальнем углу. Даже спустя время эффективность труда не увеличилась, да и в целом Илья не достиг желаемых результатов. Он начал искать, в чем заключается его ошибка. Только потом он понял, почему сотрудники компании «Омега» стали лучше работать. Их мотивировали материальные бонусы: премии, увеличение оклада. Илья пересмотрел подход к системе награждения. Теперь вместо ненужных бумажек и подарков он вручал сертификаты, начислял премии. Ситуация изменилась в лучшую сторону, а коллектив всячески старался проявить себя. |
Зачем внедрять геймификацию в бизнесе
Игрофикация идеально подходит для фирм с молодым и динамично развивающимся коллективом, готовым изучать все новое и интересное.
В некоторых случаях игра негативно воспринимается персоналом, соискателями, особенно когда в организации работают сотрудники в возрасте.
Перед тем как разрабатывать и внедрять геймификацию, подумайте, какие задачи и каким образом вы сможете выполнять с помощью нее.
6 задач, которые решает геймификация
Задача №1. Профориентация студентов — привлекаем в компанию талантливую молодежь
Если компания часто нуждается в новых кадрах, разработайте тесты, анкеты, которые рассылайте выпускникам учебных заведений. Также организуйте выездные мероприятия, проводите игры, привлекайте молодежь к решению кейсов и т.д. Некоторые поймут, что хотят работать в вашей компании, а после обучения или стажировки вы сможете трудоустроить их.
Пример Проект «Никелька» от компании «Норильский никель», система железных дорог у ОАО «РЖД», приложение «Мир профессий» от «Северстали» — яркие примеры использования игрофикационных элементов для профориентации. |
Задача №2. Экономим на подборе сотрудников
Если вы хотите использовать игровые элементы при отборе персонала, выбирайте игры, тесты, в которых отражена суть корпоративной культуры. Во время проведения квестов или оценки результатов тестирования, вы сможете отсеять неподходящих соискателей, которые наверняка не оценят традиции компании.
Игрофикацию на этапе отбора давно используют зарубежные и российские компании. Не советуем копировать чужой опыт. Обязательно адаптируйте его с учетом специфики компании и особенностей нашей страны.
Например, Сбербанк активно использует олимпиаду по управлению банком под названием «Битва банков». Компьютерная игра полностью имитирует работу отделений. Студенты могут оценить возможности, принять окончательное решение при выборе профессии. Так в Сбербанке оказываются перспективные выпускники.
Задача №3. Адаптируем персонал без формальностей
Адаптация персонала, процесс знакомства с коллективом и обязанностями проходит быстро и безболезненно, когда в организации предусмотрено минимум формальностей. Внедряйте игровые элементы в повседневную жизнь коллектива, ведь именно они улучшают психологический климат, дают понять тонкости работы. Информация в доступной форме легче усваивается и запоминается.
Пример Компания TWiga проводит творческие конкурсы, устраивает представления во внутрикорпоративном театре. В мероприятия активно вовлекают новичков, чтобы они смогли наладить отношения с давно работающими коллегами, вникнуть в особенности внутренних процессов. |
Задача №4. Мотивируем сотрудников с помощью игрофикации
Мотивационные программы, в основе которых лежит игра, дают новые возможности руководителям. Вы можете уйти от привычного денежного премирования. Как вариант — присуждать лидерам баллы, которые они могут накопить и обменять на премии, подарки, другие бонусы. В отдельных компаниях сотруднику, который набрал определенное количество баллов, могут увеличить оклад.
Пример «Альфа Банк» применяет симулятор «Альфа-город». Сотрудники тренируются продавать банковские продукты, зарабатывать баллы, которые в последующем меняют на подарки. Так персонал учится увеличивать собственную эффективность. |
Об управлении мотивами сотрудников в игровой форме рассказали эксперты электронного журнала «Директор по персоналу». В материале — косвенные и прямые мотивы, универсальные ключи-отмычки, советы, которые помогают воздействовать на коллектив без применения «кнута».
Задача №5. Повышаем результативность обучения
Геймификацию в бизнесе уже давно используют, чтобы помочь лучше усвоить учебный материал. Скучные лекции, которые занимают много времени, отходят на второй план. Если привлекать сотрудников к играм, основанным на рабочих процессах, число ошибок резко сократится, а время на выполнение задач уменьшится.
Пример Компания Proplex использует онлайн-тренажер для отработки навыков общения с клиентами. Сотрудники, показавшие лучший результат, получают подарочные сертификаты. Своеобразная игра позволяет избегать проблем при контакте со сложными клиентами, так как сотрудник заранее знает, что говорить и как себя вести. |
Задача №6. Развиваем корпоративную культуру
С помощью игр можно прививать корпоративные ценности, образовывать крепкие команды. Сотрудники научатся распределять роли, понимать, что ошибка одного приводит к общему провалу. Коллеги осознают важность взаимовыручки, сблизятся. Используйте готовые сценарии 6 игр, которые помогут сплотить коллектив
Преимущества и недостатки геймификации в бизнесе
Внедрение геймификации в управление персоналом имеет как плюсы, так и минусы. Далеко не в каждой компании игровые элементы находят применение, поэтому прежде чем приступать к их разработке, взвесьте все «за» и «против».
Преимущества игрофикации | Недостатки геймификации |
|
|
Практические советы HR-рам по внедрению игрофикации в бизнес
Оценивайте материальные возможности компании
Если бюджет позволяет, используйте не только классические игры, но и компьютерные, разработанные специалистами с учетом специфики организации, корпоративной культуры.
Не превращайте помещение компании в «игровую комнату»
Учитывайте, что чрезмерное количество декораций, локаций отвлекает от работы, вызывает непонимание у клиентов. Всего должно быть в меру.
Не заставляйте работников участвовать во всех мероприятиях
Если принуждать сотрудников участвовать в играх, от геймификация в бизнесе будет больше вреда. Люди начнут отстраняться, испытывать чувство недовольства, что в дальнейшем может привести к их уходу из фирмы.
Если кто-то не хочет участвовать в играх, конкурсах — смиритесь с этим. Методика экспертов журнала «директор по персоналу».
Хотите узнать, насколько активно сотрудники участвуют в жизни компании? Рассчитайте индекс вовлеченности
Следите за тем, чтобы сотрудники не только зарабатывали баллы в личных интересах, проходя очередной этап в игре, но и работали.
В противном случае часть проектов будет просрочена, а клиенты останутся недовольны. В последующем это негативно отразится на финансовом благосостоянии.
Внедряя геймификацию в бизнес, не копируйте опыт других компаний.
Все игры, олимпиады, конкурсы должны быть адаптированы, разработаны с учетом действующих норм и правил фирмы, корпоративной культуры и т.д. Привлекайте экспертов, если вы плохо разбираетесь во всех тонкостях.
Источник: https://www.hr-director.ru/article/65676-geymifikatsiya-v-biznese-19-m2
Геймификация в онлайн-школе: элементы и механики
Текст подготовлен на основе выступления и презентации эксперта на онлайн-конференции ACCEL «Акселерация 20/18».
В последние годы игры стали неотъемлемой частью обучения. О геймификации опубликовано большое количество книг, она применяется в различных сферах бизнеса — в управлении персоналом, маркетинге, рекламе.
Цель игры в обучении — изменить поведение людей. После такого обучения человек должен что-то лучше или по-другому делать.
Поэтому важно, чтобы геймификация изначально была нацелена на то, чтобы это изменение произошло как можно эффективнее.
И чего состоит геймификация в обучении
Каждый из нас любит не просто играть, а соревноваться (побеждать, конкурировать, стремиться быть лучшим), завоёвывать награды (бейджи), получать обратную связь о своих достижениях (признание заслуг). Игра приносит удовольствие, становится поводом для самолюбия и источником самомотивации.
Когда вместо сопротивления скуке есть драйв и позитивные эмоции, информация в процессе обучения усваивается лучше.
Но, прежде чем внедрять игры в обучение, нужно понимать, из чего они состоят. Всего можно выделить три основных составляющих:
- Элементы игры — все составные части игры, то, чем наполнена онлайн-школа: персонажи, истории, тесты, бейджи, таблицы с рейтингами, аватары, квесты, баллы, уровни, социальные связи, сбор ресурсов и т.д.
- Механика игры — некий сценарий, согласно которому элементы взаимодействуют друг с другом.
- Динамика игры — эмоциональное состояние, с которым участники играют. Благодаря ему поддерживается интерес к обучению. От динамики зависит, насколько активно участники будут вовлечены в процесс. Не понимая динамику, но зная элементы и механику, вы уже можете сделать нормальную игру.
Нужно помнить, что динамика — сложный элемент. У вас могут быть интересный сценарий, уникальные тесты, красивые бейджи, но цеплять они будут только трёх человек из пятидесяти, и только они и будут отвечать на вопросы.
Управление динамикой игры — высшее мастерство. И эта задача сложнее, чем создание элементов и механики.
Три составляющих игры можно использовать с разной степенью интенсивности — в зависимости от того, насколько вы хотите погрузить учеников в процесс игры.
Какие варианты погружения в игру бывают
Всего можно выделить три варианта погружения.
1. Hard
Особенности: ученики — не ученики, а носители какой-то роли. Они не учатся, а выполняют функцию, связанную с ролью. Такой вариант больше подходит для детей.
Например, онлайн-школа английского языка погружает учеников во времена Шерлока Холмса. Каждый ученик играет роль детектива. У него есть специальное задание. Группы — детективные агентства со своими названиями.
Ученики-детективы общаются между собой только на английском. Они не учатся, а расследуют.
2. Middle
Особенности: хорошо работает для взрослых — не отрывает их от реальности. Ученики остаются учениками, но есть история, в которой они участвуют.
Внедряются игровые и обычные инструменты: сделал домашнее задание — получи балл, но засчитываются баллы в игровой механике.
Следует внедрять, когда создан курс, проработаны механики, и уже понятно, на каком этапе обучения ученики будут добиваться результатов.
Например, Акселератор онлайн-школ ACCEL проводит Битву предпринимателей. Резиденты остаются учениками, а обучение представлено в виде боя. Ученики объединяются в кланы, но каждый клан как отдельный персонаж — имеет своё название и представляет собой отдельную единицу в борьбе. Рейтинги распределяются по кланам.
3. Light
Особенности: геймификация не затрагивает сценарий курса, но добавляет немного динамики. Легче всего внедрить на первых порах, когда еще не выстроена внутренняя механика обучения. Но вы уже можете ввести соревновательный элемент: рейтинги, баллы.
Например, онлайн-школа мобильной фотографии учит фотографировать на мобильный телефон. Ученики при этом остаются учениками. В школе есть рейтинги. Ученики выкладывают фотографии, к которым ставятся лайки. Каждый день выводится рейтинг — у кого столько лайков.
Или каждую неделю подводятся итоги — например, «Самая живая фотография». По результатам объявляется победитель.
Чем наполнять игровые истории
Итак, мы выяснили, что игра имеет три основных составляющих: элементы, механика и динамика. Но это каркас. А «начинка» может быть разной.
История и персонажи
Люди любят истории, особенно если в них интересный сюжет и персонажи, если они хорошо рассказаны. Если история цепляет людей, то они готовы быть её участниками, вкладывать в неё своё время и совершать какие-то действия.
Например, в Акселераторе онлайн-школ ACCEL есть Битва предпринимателей. Под неё разработан отдельный лендинг. В ней используется middle-погружение, то есть резиденты остаются учениками, а обучение упаковано под бой.
Персонажи могут быть личными или групповыми. Ученики объединяются в кланы, но каждый клан как отдельный персонаж — имеет своё название и представляет собой отдельную единицу в борьбе. Рейтинги распределяются по кланам.
Достижения и баллы
К ним относятся ачивки, значки, бейджики, которые вручаются за какие-то действия. Например, выполнил пять заданий — получил бейджик, посетил вебинар — заслужил значок.
На GetCourse есть возможности фиксировать достижения: новичок, резидент, продюсер, эксперт, успешный, активный, миллионер. Можно придумать другие названия — это не столь важно.
В Акселераторе также используются баллы. Это нужно для того, чтобы люди понимали, что их результаты оцениваются. Баллы фиксируют не просто факт выполнения задания, но и качество, своевременность. На многих платформах балльная система встроена изначально.
Рейтинги
Люди позитивно относятся к тому, что им поступает обратная связь в виде рейтинга. Это даёт им возможность понять, на каком этапе обучения они находятся. Кроме того, рейтинги удобны тем, что демонстрируют общую картину, не наказывают и не хвалят напрямую.
В Битве предпринимателей есть рейтинг по количеству встреч. У Акселератора изначально была идея считать не только деньги, но и онлайн-встречи участников, потому что существует прямая корреляция между степенью активности и заработком.
Оформление рейтингов опционально: они могут быть еженедельными или ежедневными.
Ограниченное время
Этот элемент в обучении особенно важен. Поэтому при создании своей онлайн-школы сразу продумайте, какое время вы закладываете на закрытие тех или иных модулей.
Временные дистанции влияют на энергию действия. Если процесс не закрыт (нет конкретной даты), энергия утекает («сделаю когда-нибудь потом»).
Построение обратной связи, общение
Это не просто элемент игры — это элемент всей онлайн-школы. Обратная связь не обязательно должна исходить от куратора. Ученик, выполняя задание, сразу должен понимать, правильно оно сделано или нет, начислят ли ему за него балл или нет.
Обратная связь может быть реализована в виде чата, комментариев куратора, звонков, проверок домашних заданий, поощрений в конце уроков.
Разновидности игровых механик
В Википедии можно обнаружить не менее 47 образовательных механик. Изучить их все способны разве что фанаты. Новичкам достаточно ограничиться следующими механиками:
Соревнование
Типичный пример — Битва предпринимателей, о которой говорилось выше.
Открытие новых элементов
Эта механика используется для поддержания интереса к открытию чего-то нового: есть онлайн-курс, но он закрыт, по мере того как вы продвигаетесь в процессе обучения элементы постепенно открываются.
Коллекционирование достижений и бейджей
Механика чем-то похожа на открытие новых элементов. Её суть — в том, чтобы собрать коллекцию.
Развитие виртуальных навыков
Например, если у вас языковая онлайн-школа, то вы можете придумать следующую историю: чтобы полететь в космос в 2022 году, нужно знать китайский. Все ученики стараются его выучить, чтобы попасть в космос. Им надо прокачивать не просто знание китайского, а уровень подготовки к космическому полёту, навык общения с инопланетянами.
Развитие игрового персонажа
По мере обучения вы растите какого-то выдуманного персонажа.
Организация игровых механик на примере Битвы предпринимателей
Обучение упаковано на лендинге, где обозначены правила. На этом же сайте ведутся рейтинги, там можно скачать формы отчетности. Подобное можно организовать на любой платформе, на которой собираются лендинги — Tilda, GetCourse.
Источник: https://the-accel.ru/geymifikatsiya-v-onlayn-shkole-elementyi-i-mehaniki/
Почему геймификация работает и как ее использовать в обучении?
Перед вами перевод материала «Gamification, Game-based Learning, Serious Games: Any Difference?», опубликованного в Learning Solutions Magazine.
«Успех игр на современном рынке формирует определенные ожидания и в сфере электронного обучения — что влечет за собой кардинальные изменения в дизайне. Надеюсь, что опыт, который я накопил и изложил в этой статье, послужит отправной точкой для внедрения геймификации в корпоративное обучение».
Рано или поздно — под влиянием рынка и e-learning сообщества — все отделы и подразделения, связанные с обучением сотрудников, примут решение о внедрении геймификации. Как обычно, появление нового тренда сопровождается множеством дискуссий и споров. Если вы и ваши коллеги находитесь на стадии внедрения геймификации, то наш опыт, надеюсь, будет вам полезен.
Геймификация, игровое обучение, серьезные игры — есть ли разница?
Я думаю, что тенденция к использованию игр в электронном обучении отчасти объясняется ростом популярности сложных, качественно исполненных игр для PlayStation и мобильных устройств.
В связи с этим возникают обсуждения: если ли разница между геймификацией, игровым обучением и серьезными играми.
Для целей данной статьи будем считать эти понятия синонимами, поскольку в контексте корпоративного обучения у любого курса есть вполне серьезные цели, вне зависимости от степени геймификации. Как отмечает Карл М. Капп (ссылки вы найдете внизу статьи):
И геймификация, и серьезные игры преследуют одни и те же цели: решить проблему, мотивировать и стимулировать обучение посредством игрового мышления и техник.
Конечно, одно дело играть в игры для развлечения или чтобы удовлетворить дух соперничества, и совсем другое — делать это в контексте обучения на рабочем месте. Несмотря на это, применение игр в обучении имеет множество плюсов.
Почему геймификация набирает обороты?
Можно выделить три основные причины стремительного развития геймификации: влияние рынка, связь между игрой и процессом обучения у детей, а также растущий интерес к играм среди взрослых. Давайте рассмотрим каждую причину подробнее.
Влияние рынка
Согласно отчету Gartner, в 2013 году расходы на игры в мире превысили 93 миллиарда долларов (по сравнению с 78,9 миллиарда в 2012 году). По прогнозам экспертов, в 2014 году эта цифра составит 101,6 миллиарда долларов, а в 2015 — 111 миллиардов.
Связь между игрой и процессом обучения у детей
Даже при самом поверхностном наблюдении за детьми становится очевидно, что есть связь между игрой, процессом обучения и запоминанием. Гейб Циммерман и Кристофер Каннингем говорят следующее:
Итак, могут ли дети учиться, играя? Несомненно.
Исследование доктора Арне Мэй из Регенсбургского университета (Германия) доказывает, что в результате освоения нового навыка рост серого вещества происходит за считанные недели.
Кроме того, ученые со всего мира сходятся во мнении: игра (а именно сам цикл задача-достижение-награда) способствует выработке допамина в мозгу, что только усиливает наше желание играть.
Более того, улучшается запоминание. Циммерман и Каннингем продолжают: Исследователи сравнили результаты игрового обучения и обучения на основе обычного текста. Сразу после окончания учебного процесса участники эксперимента показали практически одинаковые результаты. А вот через несколько дней больше информации оставалось в памяти у тех, кто учился в игровой форме.
Растущий интерес к играм среди взрослых
Почему же корпоративная среда сопротивляется внедрению столь эффективных игровых техник? Почему мы уверены, что обучение обязательно должно быть серьезным? Конечно, в контексте корпоративной культуры такая реакция естественна, но данные исследовательской компании Newzoo говорят об обратном. Согласно исследованию, огромная доля населения, и в том числе взрослые, покупают игры за деньги. Кроме того, как мы только что выяснили, игры способствуют запоминанию информации.
А ещё демографические исследования показывают, что игры доставляют взрослым столько же радости, сколько и детям — просто эта радость выражается в более сложной форме. Когда компании отставят в сторону свои заблуждения относительно тайм-менеджмента и культурной целостности, они смогут оценить учебный потенциал геймификации.
Как геймифицировать обучение?
Когда вы примете решение использовать геймификацию в обучении, вам пригодится опыт других успешных проектов, подобных вашему. Давайте рассмотрим несколько базовых элементов.
Игровая механика и дизайн
«Именно механика игры — а не тематика — делает ее веселой» (Циммерман и Каннингем)
Игровая механика — это то, как работает игра: ее правила и процесс. Вот первый важный урок касательно игровой механики: структура и динамика игры должна соответствовать контенту. К примеру, если контент описывает техники успешных продаж, то игровая механика, а также дизайн курса (модуля/урока) должны иметь отношение к продажам: например, бонусы, комиссионные и другие стимулы.
В контексте соревнования некоторым участникам может быть недостаточно просто заработать приз. Как отмечает Бренда Эндерс, нужно дать пользователям возможность похвастаться своими достижениями — это повышает их самооценку. Обычно для этого используются турнирные таблицы (рейтинги, доски почета). Вот какие техники предлагает Бренда:
- В турнирной таблице должны быть отражены те достижения и умения, которые важны для целей обучения.
- Используйте более одной турнирной таблицы в рамках одной программы. К примеру, можно создать отдельные таблицы для каждого офиса или региона, а также для каждого отдельного задания в курсе.
- Обеспечьте возможность поиска по турнирной таблице. Если игрок видит только лидеров и не сразу может найти в рейтинге себя или своих знакомых, эффективность такого рейтинга снижается.
- Дайте игрокам возможность создавать свои турнирные таблицы. Так они смогут быстро оценить свои результаты в сравнении с коллегами и знакомыми.
- Если турнирная таблица не обновляется сразу (в обучающих играх такое часто случается), обязательно сообщите об этой особенности учащимся.
- Обнуляйте турнирные таблицы в конце недели, чтобы участники могли начать с чистого листа.
Кроме очков и турнирных таблиц, есть и другие примеры игровых механик, которые сделают игру более веселой:
- Узнавание паттернов — встречать в игровом контексте тренды и знакомые последовательности
- Коллекционирование — собирать значки и другие объекты, имеющие отношение к курсу
- Сюрприз и неожиданная радость — получать незапланированные награды
- Организация и порядок — расставлять элементы в правильной последовательности
- Подарки — дарить очки другим игрокам
- Признание и достижения — получать похвалу за свои успехи
- Возможность вести других — показывать другим игрокам, как справиться с задачей
- Шанс быть героем — спасать провальную сделку или придумывать, как улучшить продукт
- Статус — получать награду за свои достижения
Как вы уже, наверное, заметили, некоторые из этих примеров — тематические. Это означает, что они помогут вовлечь игрока в динамику курса — а ведь именно так обучение становится максимально эффективным.
Некоторые из этих игровых механик универсальны, а некоторые — напрямую связаны с корпоративным обучением (например, «шанс быть героем»). Благодаря этим механикам учащиеся все сильнее вовлекаются в динамику курса — и именно в такие моменты обучение становится максимально эффективным.
Интерактивность и обратная связь
Интерактивность — это один из ключевых элементов успешной игры. Степень вовлеченности игрока зависит от множества факторов: сложности игровой механики, соответствия механики контенту и суммарной сложности процесса.
В идеальных условиях задачи, которые стоят перед игроком, позволяют ему достигать конкретных целей в игре. При проектировании этих задач Бренда Эндерс предлагает следовать техникам:
- При постановке задачи учитывайте, какие действия и решения игрока вы можете отследить.
- Вознаграждайте учащихся за достижение обозначенных целей. Убедитесь, что эти награды представляют для них определенную ценность.
- Пусть у каждой задачи будет разная сложность, продолжительность и время на решение.
Каждая задача становится еще сложнее, если она срочная. В игре вы можете ограничить время на поиск решения — совсем как в жизни, когда нам нужно успеть к дедлайну.
Джеймс Пол Джи из Центра игр в Аризонском университете предлагает еще несколько идей, которые применяются в каждой успешной игре.
Возможность рисковать: В хороших видеоиграх последствия ошибки значительно ниже, чем в реальной жизни; игроки могут сохраниться и, в случае провала, вернуться в игру. Это стимулирует игроков рисковать, исследовать и пробовать новое. На самом деле, риск в игре — это хорошо.
Сложность и закрепление новых навыков: В хороших играх перед нами стоит ряд сложных задач, которые мы решаем, пока не дойдем до автоматизма.
Потом игра ставит перед нами новый класс проблем — и вот мы уже по-новому применяем приобретенные навыки, узнаем что-то еще и интегрируем новый и старый опыт.
Повторение, в свою очередь, помогает закрепить новые навыки, чтобы решить очередную задачу. (Эндерс)
Чтобы обеспечить игроку «право на ошибку», используйте следующее:
- Дайте игроку несколько попыток
- Когда игрок ошибается в первый раз, обеспечьте ему обратную связь: объясните, в чем его ошибка и как ее исправить. После этого, дайте игроку возможность попробовать снова. В глобальной перспективе важно, чтобы учащиеся могли проходить тренинг снова и снова, пока не будет достигнута цель или освоен навык.
- Введите систему баллов, которая продемонстрирует, насколько хорошо учащийся достигает поставленных учебных целей.
Также важно посредством обратной связи рассказывать игрокам, на каком этапе курса они находятся (например, при помощи прогресс-бара), а также поощрять его движение вперед (к примеру, простым сообщением «вы на верном пути!»).
В игре глобальная история обычно разбита на небольшие, достижимые этапы — уровни. Что касается обратной связи, ее нужно использовать для корректировки поведения и действий игрока, а не для передачи основного контента курса.
Сторителлинг
В основе самых увлекательных игр лежит история, которая вовлекает пользователя в процесс игры. Для начала в деталях опишите сюжет, персонажей и их намерения, а также места действия. Кроме того, Эндерс советует:
- Постарайтесь придумать классный сценарий, который будет держать игроков в некотором напряжении. Обучение лучше всего происходит в моменты разрешения конфликтов.
- Используйте персонажей, которые близки учащимся и вызывают эмоциональный отклик.
- Введите разных персонажей, чтобы каждый передавал учащимся определенный тип знаний, точку зрения или комментарий. Эффективнее всего представить информацию в форме диалога между персонажами — и озвучить их реальными голосами.
Нельзя переоценить важность хорошей истории. Обучение через истории заложено в нас природой.
Мотивация
Мотивация — в совокупности с механикой, дизайном, интерактивностью, обратной связью и историей — создает вовлеченность и интерес, а также помогает учащимся перенять желаемые модели поведения и усвоить и применить на практике компетенции.
Что создает мотивацию?
Конечно, в «игре под названием жизнь» существует множество факторов мотивации, но в контексте организации можно начать с того, что мотивирует работников, а также клиентов. Как отмечает Карл Капп: «Когда изучаешь какое-либо исследование, нужно понимать разницу между внутренней и внешней мотивацией».
К внутренней мотивации можно отнести личное удовлетворение или признание знакомых, а к внешней — продвижение по карьерной лестнице или повышение зарплаты. Как видите, существует прямая связь между мотивацией и вознаграждением.
Вознаграждения
Кроме внешних и внутренних факторов мотивации, существуют и другие эффективные способы мотивировать человека. Циммерман и Каннингем, например, называют следующие факторы: статус, доступ, сила и мелочи.
Эти факторы особенно эффективны, когда в организации нет свободных финансовых средств. Под статусом может подразумеваться лучший стол или кабинет в офисе или удобное парковочное место. Доступ — это, к примеру, ланч с директором, приоритетные или VIP места или возможность назначать встречи раньше других.
Сила обычно находит свое проявление в игровой среде: к примеру, лучший игрок становится модератором форума. И, наконец, мелочи — это небольшие скидки в популярные кафе или магазины или вещи с логотипом компании (кружки, футболки).
И последний совет: «Геймификация будет работать лучше, если вам удастся согласовать внутренние мотивации и внешние вознаграждения. К этому нужно всегда стремиться».
Как применить это при подборе наград? Для начала определите внутреннюю мотивацию вашей аудитории. Затем выстройте цепочку наград, привязанных к достижениям, но не выдавайте все призы сразу. Когда игрок получает неожиданный приз, его мотивация растет.
Успех игр на современном рынке формирует определенные ожидания и в сфере электронного обучения — что влечет за собой кардинальные изменения в дизайне. Надеюсь, что опыт, который я накопил и изложил в этой статье, послужит отправной точкой для внедрения геймификации в корпоративное обучение.
Источник: https://www.iSpring.ru/elearning-insights/geymifikatsiya-i-kak-primenit-ee-v-elektronnom-obuchenii
Эффективная геймификация в бизнесе: примеры и техники
Большинство людей делит свою жизнь на две категории. К первой относится работа и связанные с ней обязательства. Ко второй – хобби, приятные занятия для души. Любимые и яркие дела предпочтительнее, ими человек занимается с удовольствием.
Геймификация в бизнесе (или игрофикация) – способ превратить обыденную работу в увлекательную игру. Одними из первых такой способ мотивации в бизнесе стали применять в компании Bunchball, основанной Раджатом Пахарией в 2007 году.
Игрофикация в бизнесе использует технологии, схожие с теми, что дизайнеры компьютерных игр внедряют для привлечения геймеров. Но применяются они к неигровым процессам: эффективным продажам, подбору идеально подходящих компании сотрудников, обучению персонала, повышению рейтинга организации.
Факт! Использование мотивационных gamification-методик делает рутинную работу привлекательной. Результат – увеличение продаж, сплоченность коллектива, удовлетворенность клиентов, лояльность сотрудников.
Игровые сценарии предполагают взаимодействие всех игроков в реальном времени и использование поощряющих и мотивирующих элементов.
О геймификации в бизнесе – на видео:
Правильные игровые механики необходимы для привлечения и мотивации пользователей – сотрудников и клиентов. Основных компонентов геймификации десять, они применяются в разных комбинациях в зависимости от цели проекта:
- Немедленная обратная связь – вовлечение пользователей в игровую деятельность путем постоянных напоминаний на экране компьютера или уведомлений на смартфон. Это могут быть поздравления с достижениями или сообщения о новом этапе игры.
- Прозрачность. Достигается путем создания личных или командных профилей, где можно увидеть прогресс игроков.
- Цели, которые нужно достичь. Могут быть краткосрочными или долгосрочными.
- Свидетельства достижений – показатели, определяющие овладение навыком или уровень опыта.
- Статус в сообществе. Преодолев определенный уровень, игрок открывает для себя новую часть квеста и получает заслуженную награду.
- Onboarding – эффективное включение в коллектив и работу без длительной и скучной подготовки.
- Сотрудничество. Командная работа дает возможность выполнять масштабные задачи и обмениваться опытом.
- Конкуренция. Соревнование бодрит пользователей, а таблицы лидеров позволяют наглядно увидеть, кого из конкурентов можно обогнать на текущем этапе.
- Сообщество. Его создание дает возможность обмениваться мнениями и достижениями.
- Баллы. Необходимы для подкрепления виртуального успеха материальными поощрениями. Обычно с их помощью можно приобрести товары или получить другие виды наград, например, лишний выходной.
Благодаря использованию игровых механик, рабочий процесс становится увлекательным состязанием с системой вознаграждений, а не утомительной «обязаловкой».
Правильное понимание того, что такое геймификация в бизнесе, позволит создать идеальный сценарий «производственной» игры. Чтобы освоить все тонкости процесса, нужно изучить соответствующую литературу.
В первую очередь, стоит обратить внимание на книгу «Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса» гуру геймификации Кевина Вербаха и Дэна Хантера.
Они на практике известных компаний показывают все прелести игрофикации и раскрывают последовательность ее внедрения в любой сфере бизнеса.
Техники геймизации в странах постсоветского пространства интересно описаны в журнале «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд». Автор статьи «Почему геймификация работает и три основных правила мотивации» Бурлаченко А. В. подсказывает, как сделать довольными всех участников процесса и повысить эффективность деятельности любой команды.
Еще одна полезная работа – «Геймификация в бизнесе» Гейба Зикермана и Джоселин Линдер. В книге подробно описываются выигрышные стратегии и варианты игровых методик, позволяющие завладеть вниманием сотрудников и клиентов.
Мнение эксперта! Бесплатные уроки и обучающие тренинги по геймификации подойдут тем, кто ценит наглядность в обучении. Благодаря им можно научиться создавать системы игрофикации и выбирать нужные элементы в зависимости от целей компании.
Так, узнать, почему привлечь и удержать пользователей с помощью игры дешевле, чем рекламой, можно из видеокурса директора отдела гейм-дизайна RJ Games Константина Сахнова, а практике геймизации поучиться у Владимира Полоника, спикера и одного из разработчиков системы игрофикации в Netpeak.
Специалисты в области игровых сценариев считают: лучше, если организация подбирает индивидуальную стратегию, ориентируясь на поставленные цели и задачи. Но у руководства предприятий не всегда есть время и средства для разработки подобных проектов. В этом случае можно воспользоваться готовым решением.
Например, EXECT Business Training предлагает различные виды деловых игр в сфере маркетинга, менеджмента и управления персоналом. Варианты игровых решений для разных сегментов бизнеса, включая образование, продажи, лояльность клиентов, предоставляют такие сервисы, как MLevel, Badgeville, LevelEleven и Intuitive.
Важно! Во многих компаниях есть бесплатный пробный период с ограниченными возможностями. Пример такой платформы – OpenBadges. Она имеет открытый исходный код для создания и выдачи бейджиков работникам предприятия, успешно прошедшим обучение или достигшим определенного уровня мастерства.
В режиме онлайн подобрать подходящие игровые механики можно на сервисе «Пряники», а воспользоваться конструктором игрового интранета для компании – на платформе Gamification Lab. Последняя предлагает брендирование игр и использование на игровой страничке корпоративных цветов.
За рубежом игровые техники для коммерческих целей применяют довольно давно. Как успешно используется геймификация в бизнесе – примеры западных компаний, специализирующихся в разных областях коммерческой деятельности:
- Samsung применяет игровую механику значков, свидетельствующих о прохождении разных уровней. Они достигаются в разных сферах – создании контента, просмотра видео, общения в сообществе.
- Компания по продвижению фитнес-приложений для здорового образа жизни Fitocracy разработала целую схему мотивационных уловок, позволяющих ощутить спортивный азарт и увлечься спортивными занятиями и правильным питанием. Из основных механик применяется зарабатывание баллов за каждую тренировку и значков для разблокировки особых достижений, а также общение в сообществе онлайн в любое время.
- Онлайн-сервис для изучения английского языка LinguaLeo предлагает погрузиться в интерактивные джунгли и вместе со львом Лео и познавать языковые нюансы с применением механики быстрой обратной связи. Обучение ведется весело и увлекательно, а за успешно выполненные задания пользователи получают «фрикадельки». Их можно обменять на отдельные пакеты упражнений. Так большая цель дробится на несколько маленьких, и изучение языка уже не кажется непосильной задачей.
Геймификация в ресторанном бизнесе необычно воплощена в Not Your Average Joe’s. Американская сеть ресторанов устроила соревнование сотрудников с помощью спецприложения Muse. У каждого работника – свой аккаунт, где учитываются все чеки и чаевые, а также реализованные блюда.
Победителям «гонок» предоставляются льготы, к примеру, дополнительные выходные. А если официант продал мало конкретных блюд, скажем, пицц, ему предлагают пройти личный квест: реализовать за заданное время определенное количество «Пеперони» и «Маргарит».
В случае успеха он получает дополнительные баллы.
Реализуется игрофикация не только в коммерческих, но и в научных целях. Так, ученые всего мира играют в онлайн-головоломку о фолдинге протеинов Foldit. Они стараются наиболее удачно свернуть белковую структуру. Этот исследовательский проект Вашингтонского университета имеет цель найти вакцину против СПИДа.
Отечественные предприятия вслед за западными компаниями начали использовать игровые сценарии. Рассмотрим, как применяется геймификация в бизнесе – примеры успешной реализации в российских реалиях.
Сотовый оператор YOTA предложил своим сотрудникам поиграть в «Звездные войны». Регионы, где располагаются точки компании, стали галактиками, а сами отделы – звездолетами.
Планы по реализации продукции превратились в Звезды смерти. Чтобы зарядить свой космолет, нужно было продать определенное количество модемов.
Каждая реализованная сим-карта становилась успешным выстрелом из лазерного оружия по войскам Темной стороны.
Войска галактик состязались в количестве пораженных Звезд смерти. Но просто выстрелов было недостаточно. Для победы нужно довести космический корабль к цели. А в этом помогали тренинги, курсы, заполнение чек-листов. Перенос вселенной «Звездных войн» в корпоративную реальность повысил не только процент продаж, но и уровень знаний сотрудников, их мотивацию и вовлеченность.
Еще один оператор – «МТС» тоже запустил воинственную игру Red Quest, но направленную на внешнюю, клиентоориентированную геймизацию.
Геймерам нужно было защищать планету, проявляя знания мифологии и истории Земли. За это игроки получали баллы, плюс их премировали за подключение к новым тарифам.
В результате общее количество участников составило более 3,5 миллиона, а объем продаж вырос на 20 процентов.
Популярной тенденцией становится банковская геймификация, примеры в бизнесе финансовых учреждений показывают эффективность игровых методик:
- «Тинькофф Банк». Его направленность – работа онлайн и молодая, активная целевая аудитория. Банк одним из первых использовал игровые техники для привлечения клиентов к новым продуктам. Держателям «кредиток» предлагалось пройти челлендж «Кейс на миллион», выполнив семь заданий за пять недель. 444 участника, успешно прошедших квест, разделили миллион рублей и получили по 12 тысяч миль с возможностью потратить их на билеты любых авиакомпаний.
- «Промсвязьбанк». Руководство банка решило не завлекать клиентов банальными скидками, а предложило отыскивать сокровища на виртуальных островах и получать за это призы. Игра рассчитана на участие родителей с детьми. А главный приз – семейное путешествие в экзотическую страну. Проект получил Премию Рунета.
- «Альфа Банк». В этом финансовом учреждении применяется а основе симулятора «Альфа-город» – тренажера для продажи банковских продуктов. Те, кто успешно повышает квалификацию, получают баллы, которые можно обменять на подарки.
- «Банк Хоум Кредит». Здесь отличившихся специалистов поощряют «денежными» премиями в виде собственной «валюты» – HOMEчков. Необычные деньги можно потратить на покупку сувениров, техники и даже автомобиля.
Собственную «валюту» – бобрики использует и компания «КРОК». Их платят за активное отношение к работе. Потратить «деньги» можно на все что угодно: от красивого растения до путешествия. Возможны даже совместные покупки, когда активисты скидываются на что-то нужное для офиса или корпоративную поездку.
Геймификация в мотивации персонала используется для того, чтобы сохранить коллектив. Если человек не видит перспективы развития, ему скучно и тошно работать, он покидает предприятия. И никаким повышением оклада его не остановишь. А игрофикация возвращает интерес к работе, азарт. Особенно, если игра подкреплена материальными бонусами.
Крупные компании используют игровые стратегии, чтобы привлечь новых сотрудников – от талантливой молодежи до высококвалифицированных специалистов. Для профориентации геймификацию использует, например, ОАО «РЖД», создав систему детских железных дорог.
Что касается гейм-рекрутинга, он применяется уже много лет. Создание игровой атмосферы дает возможность выявить сильные и слабые стороны кандидатов, их творческий потенциал, способность к командной работе. Геймификация в HR позволяет привлечь тысячи кандидатов и выбрать самых лучших:
С помощью кейса Work4rich рекламное агентство Goodby Silverstein & Partners искало помощника руководителя. Задания были необычны даже по меркам креативных рекламистов. Заинтересовались лендингом более 15000 человек из разных стран мира. Пока такой успех в привлечении кандидатов на вакантное место не превзошел никто.
Источник: https://feelwave.ru/biznes-terminy/chto-takoe-geymifikaciya-v-biznese