Повторная налоговая проверка: выездная и камеральная

Насколько исправно организация или частный предприниматель платит налоги? Чтобы узнать это, инспекции ФНС проводит налоговую проверку.

В ходе проверки налогов инспектора смотрят различные документы в бухгалтерии компании, проверяют правильность исчисления и оплаты сборов, пересчитывают налогооблагаемую базу и сверяют ее с той, что указана в декларации по налогу.

Всего существует четыре вида таких проверок: выездная, камеральная, встречная и повторная, из которых наиболее часто применяются первые две формы. В этой статье мы расскажем, как проводится налоговая проверка и какими правами обладают ее участники — налоговики и проверяемая организация.

Выездная налоговая проверка (фактическая)

Выездные проверки налогов — это то, чего больше всего боятся организации. Во время них проверяется фактическое состояние дел и отчетности за последние три года. Выездная проверка налогов может проходить два месяца, а в исключительных случаях — четыре, а по решению вышестоящего органа этот срок может быть увеличен до полугода (пункт 6 статьи 89 НК РФ).

По каждому налогу в течении налогового периода (года) может быть не более двух налоговых проверок. Различают комплексные и выборочные, контрольные, плановые и внеплановые, встречные и повторные выездные налоговые проверки.

Решение о проведении этого мероприятия принимается руководителем налогового органа или его заместителем, только они имеют право подписи на распоряжении о назначении выездной проверки.

В ходе проведения контроля проверяющим могут быть затребованы различные документы, однако бухгалтерия обязана представить только те из них, которые положено вести по закону. Различные выборки и обобщающие справки к ним не относятся.

На практике руководители, чтобы не обострять отношения с контролером, удовлетворяют их запросы и дают задание бухгалтерам составить ту или иную справку. Здесь разумно применять здоровый компромисс: не лезть на рожон, отказывая в малейшем содействии, но и не заискивать перед проверяющими, так как обычно это свидетельствует о желании скрыть налоговые правонарушения.

Излишне бояться проверяющих не следует: по сути выездная налоговая проверка — это то же, что и аудиторская, только со штрафами.

Составление акта по результатам выездной проверки налогов

Заканчивается фактическая выездная проверка составлением справки о том, что мероприятия завершены.

После этого в течении двух месяцев инспекция ФНС составляет акт о налоговой проверке, в котором сообщается о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах либо об их отсутствии.

Копия акта вручается налогоплательщику, который в течении 15 рабочих дней имеет право представить свои возражения против данных ИФНС. По результатам и на основании акта принимается решение о привлечении организации или индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности.

Камеральные налоговые проверки (документальные)

В отличии от выездных, камеральные налоговые проверки проходят не в офисах налогоплательщиков, а в кабинетах налоговой инспекции по месту регистрации предприятия.

Согласно статье 88 НК РФ для их проведения не требуется специального распоряжения руководителя ИФНС, поводом может стать любое представление отчетности по налогам.

На проведение камеральной проверки отводится три месяца, в ходе которых налоговики сверяют данные в документах, проверяют их исчисление на соответствие нормам законодательства, обращая особое внимание на то, как в документации учтены последние изменения в законах.

Налоговики не вправе требовать от проверяемой организации каких-либо дополнительных документов кроме тех, что положено предоставить по закону.

Однако в случае неясностей проверяющие могут попросить бухгалтера предприятия дать пояснения, как получена та или иная цифра в отчетности. Такие же объяснения могут потребоваться при выявлении ошибок в налоговой декларации или расчетах по налогу.

Бухгалтер обязан дать ответ в течении пяти рабочих дней и устранить ошибку, если таковая обнаружена в ходе документальной проверки.

Возможно ли проведение повторной камеральной проверки?

Налоговый кодекс не содержит такого понятия, как повторная камеральная проверка, но не запрещает проводить ее в течении отчетного периода сколько угодно раз.

Более того, предусматривается проведение повторной проверки налогов за тот же самый период при подаче уточненной налоговой декларации. Если при этом уже шли проверочные работы, их прекращают и начинают заново.

Кроме этого, при обработке заявления о возврате налога в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. Ее срок — три месяца со дня поступления заявления налогоплательщика.

Встречная налоговая проверка при сделках

Напрямую о встречных налоговых проверках в налоговом законодательстве не говорится, предусматривая всего два вида налогового контроля — камерального (документального) и выездного (фактического). Однако в статье 93.

1 установлены правила востребования документов налогоплательщика или информации о конкретных сделках у других лиц, что, по сути, и является встречной налоговой проверкой. Ранее понятие встречной проверки было закреплено в части 1 статьи 87, сейчас это упоминание убрано.

Означает ли это, что сейчас налоговики не вправе провести встречную налоговую проверку?

Строго говоря, встречная проверка не называется налоговой, поскольку согласно налоговому законодательству последняя может быть только камеральной или выездной.

Наряду с этим встречная налоговая проверка не относится ни к той, ни к другой категории, ведь она не предназначена для контроля правильности уплаты налогов в бюджет.

Также следует иметь в виду, что встречная проверка не является самостоятельной проверкой, она является элементом, составной частью выездной или камеральной налоговой проверки.

Когда и зачем проводят встречную налоговую проверку?

Встречную налоговую проверку проводят, чтобы получить нужные документы от партнеров по сделкам проверяемого предприятия или предпринимателя. При этом проверяемой организацией считается не та, у которой истребовали документы, а та, в отношении которой проверяются сведения.

Такой вид контроля особенно часто встречается, если у налоговых органов возникают сомнения в правомерности совершения какой-нибудь сделки или если они подозревают неверное ее проведение в бухгалтерской документации.

По сути встречные проверки являются мощным механизмом выведения на чистую воду тех, кто любит занижать суммы доходов и завышать расходы, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу по прибыли. На требование о предоставление документов о сделке необходимо отреагировать в течении пяти рабочих дней.

Повторные выездные налоговые проверки

Как уже говорилось ранее, существует ограничение на проведение выездной проверки по одному и тому же налогу в течении года. Однако из этого правила существуют исключения.

Так, при подаче уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем, чем ранее заявленная, может быть проведена повторная проверка с выездом к налогоплательщику. В постановлении ВАС РФ от 16.03.

2010 N 8163/09 со ссылкой на подпункт 2 пункта 10 статьи 89 НКРФ содержится еще одно основание для вторичной фактической проверки — если в декларации по налогу на прибыль организации увеличена сумма убытков, что также ведет к уменьшению платежа в бюджет по сравнению с первоначальным.

В случае, если у вышестоящих налоговых органов есть основания полагать, что плановая выездная проверка прошла необъективно, они могут назначить повторную, внеочередную. Частенько такое решение сопровождается громкими скандалами, особенно если дело касается крупных налогоплательщиков.

Иногда повторные налоговые проверки проводятся совместно с другими федеральными органами.

Что касается внеплановых проверок, то другие ведомства (например, таможня или органы внутренних дел) при выявлении обстоятельств, требующих действий налоговой инспекции, должны в десятидневный срок направить материалы дела налоговикам, чтобы те приняли решение о проведении налоговой проверки.

Что такое совместная налоговая проверка?

Пункт 4 статьи 30 НК РФ гласит, что налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и являются частью централизованной системы.

На этом основании они наделены правом привлекать к участию в проверке по налогам другие ведомства, в том числе и силовые. Такие налоговые проверки получили название совместных, они чаще всего бывают выездными.

Если есть обоснованные подозрения, что совершается налоговое преступление, или проверяемая организация отказывается выполнять требование налоговиков о предоставлении доступа к первичным документам, могут потребоваться силовые действия.

Это может быть принудительное вскрытие сейфов и выемка документации, носителей информации, блокировка расчетного счета компании и даже задержание ответственных лиц.

Налоговый кодекс России весьма поверхностно определяет порядок взаимодействия налоговых инспекций с федеральными органами власти и процедуру проведения совместных контрольных действий. Поэтому для этих целей федеральные службы издают свои нормативные акты, дополняя тем самым положения налогового законодательства.

Совместные действия никак не ограничивают самостоятельность участников проверки в рамках своей компетенции. Координацию действий осуществляет руководитель межведомственной проверяющей группы. Акт совместной налоговой проверки подписывается всеми участвовавшими должностными лицами, а также руководителем проверяемой компании или физическим лицом.

Каждая участвовавшая сторона получает по одному экземпляру акта.

Повторная налоговая проверка: выездная и камеральная

Источник: http://nalogitax.ru/nalogovye-proverki-provedenie-proverokcheck-vyezdnaya-kameralnaya-proverka.html

Выездная налоговая проверка: что необходимо знать?

  • Налоговая проверка – это специфическая форма налогового контроля, осуществляемая посредством выездных и камеральных налоговых проверок, которые проводятся должностными лицами налоговых органов с целью контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.
  • На основе собранной в ходе мероприятий налогового контроля и полученной из различных источников информации о налогоплательщиках, с учетом камерального анализа их налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, финансово-экономических показателей их деятельности выбираются те налогоплательщики, в отношении которых сотрудники налогового органа могут с определенной долей уверенности предполагать наличие или отсутствие нарушения законодательства о налогах и сборах.
  • Согласно статье 87 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки.

При этом выездная проверка является наиболее «проблемной» для налогоплательщика. Так как она связана с необходимостью присутствия сотрудников налоговых органов на территории налогоплательщика и с истребованием первичных документов налогоплательщика.

Выездной налоговой проверке посвящена статья 89 Налогового кодекса РФ. Ее целью является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Это более углубленное мероприятие налогового контроля по сравнению с камеральной проверкой. Поэтому налогоплательщику необходимо знать, каков порядок проведения выездной налоговой проверки, сроки ее проведения и какие при этом существуют у фирм права и обязанности.

Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию проверяемой организации осуществляется только при предъявлении Решения о проведении выездной налоговой проверки и служебных удостоверений.

Факт предъявления Решения подтверждается подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя в нижней части данного Решения после слов                       «С решением на проведение выездной налоговой проверки ознакомлен» с указанием соответствующей даты.

Приказом МНС России от 17.11. 2003 № БГ-3-06/627@ «Об утверждении единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам» установлены критерии, предъявляемые к налогоплательщикам, включаемым в план проведения выездных налоговых проверок:

  1.  налогоплательщик относится к категории крупнейших и (или) основных налогоплательщиков;
  2.  имеется поручение правоохранительных органов;
  3.  имеется поручение вышестоящего налогового органа;
  4.  организация представляет «нулевые балансы»;
  5.  организация не представляет налоговую отчетность в налоговый орган.
Читайте также:  Франшиза "Mascotte" - магазин обуви и аксессуаров

В последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.

В связи с чем, Федеральной налоговой службой разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.

2007 № ММ-3-06/333@), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Налоговики в постоянном режиме проводят пред проверочный анализ. Для этого в инспекциях есть специальные отделы.

Если они сигнализируют, что есть признаки применения налоговых схем и иных финансовых нарушений, компанию тоже могут включить в план выездных проверок.

Согласно данной Концепции, планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков по 11 критериям риска. Данные критерии опубликованы на сайте Федеральной налоговой службы. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

Федеральная налоговая служба стремится к усилению аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.

Правовое регулирование выездной налоговой проверки

Согласно пп.3, 3.1 ст.7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», а также пп. 2 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговым органам предоставляется право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок; производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Порядок и правила проведения проверок регулируются также Законом РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Указанными нормативными правовыми актами не ограничивается их правовое регулирование.

Приказом  ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ утверждены формы документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; требований к составлению акта повторной выездной налоговой проверки.

Источник: http://apgmag.com/vyezdnaya-nalogovaya-proverka/

Выездная налоговая проверка

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Выездная налоговая проверка

  • Выездная проверка начинается в день вынесения налоговым органом решения о ее проведении независимо от его вручения налогоплательщику.
  • Содержание
  • Выездная налоговая проверка представляет собой один основных способов контроля и учета существующего порядка налогообложения тех или иных органов, а также физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по месту их непосредственного нахождения.
  • Выездная налоговая проверка проводится в четком соответствии с основными требованиями и нормами, установленными действующим НК РФ, нарушения которых недопустимы, так как возникает риск аннулирования.
  • Ее результаты, основания, эффективность, последствия и действия будут считаться полностью правомерными только в том случае, если был соблюден установленный порядок и критерии, а все мероприятия контроля проведены без единого нарушения, рисков и возражения, в установленный период.
  • Выездная налоговая проверка и анализ, как правовая процедура, имеет одну основную суть – обеспечение максимального контроля процедуры налогообложения, предусмотренной НК РФ, а также проверка документов налогоплательщиков, рисков, их анализ, отбор, составление возражения и иные необходимые действия налоговой службы.
  • Чтобы ответить на вопрос о том, как проходит выездная налоговая проверка и сопровождение по месту нахождения юридических органов, либо физических лиц, следует обратиться к положениям действующего НК РФ.

Выездная налоговая проверка и сопровождение осуществляются исключительно уполномоченными лицами, которые, в ходе данного мероприятия, осуществляют проверку, отбор и анализ документов, имеющих отношение к процессу исчисления налогов физических или юридических лиц за определенный период, например, когда шла реорганизация. Тогда главным документом для проверки станет декларация.

  1. Проверяются учредительные документы органов, справка, приказы, различные формы и виды бухгалтерской отчетности, налоговая декларация, счет-фактуры, порядок их заполнения, возможные нарушения, объект налогообложения, риск, возражения и иные критерии предприятия, например, реорганизация и грамотность ее проведения.
  2. Проведение выездной налоговой проверки и установленный порядок допускают, что в это время могут быть осуществлены различные дополнительные мероприятия и действия, если такая необходимость присутствует.
  3. Данные мероприятия могут заключаться в направление письменных запросов в иностранные органы на предмет налоговых сведений, составление запросов руководителя в банк, расчет рисков и иные действия.

Реорганизация лица, например, ООО, также является основанием для проведения проверки. При этом ООО должно получить уведомление и заполненный документ, где будут указаны цели проверки, риск, а также иная информация.

Во время проверки ООО, будет изучена уточненная налоговая декларация, объект недвижимости, причины, по которым проводится реорганизация ООО, возможное продление, риск и иная информация.

Уточненная декларация представляет собой документ с внесенными изменениями. Уточненная декларация на объект налогообложения ООО подается повторно в налоговый орган. Декларация является наиболее важным налоговым документом, риск неправильного заполнения которого очень высок.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

  • Письменное решение о проведении выездной налоговой проверки является основным документальным основанием, которое делает данные мероприятия действительно правомерными и законными, исключая риск нарушения и возражения.
  • Нередко возникают ситуации, когда налоговые инспекторы пренебрегают своей непосредственной обязанностью по раннему составлению и подготовке данного решения и его своевременному вручению налогоплательщику по месту его регистрации.
  • Однако эти действия составляют большой риск и являются грубейшим нарушением, которое ведет к тому, что все полученные после такого мероприятия результаты будут признаны недействительными, включая найденные нарушения, возражения и иные критерии.

Решение о проведении выездной налоговой проверки может быть составлено и принято только той налоговой инспекцией, к чьей компетенции принадлежит конкретный налогоплательщик, по месту учета, иначе существует риск нарушения.

Такие документы должны содержать все требуемые данные и сведения касаемо физических лиц, юридических органов, а также индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков.

В список данных сведений можно отнести: данные по месту нахождения объекта и субъекта контроля, риск и анализ предмета проверки и указание состава физических лиц, которые входят в проверяющую группу руководителя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки на объект, в обязательном порядке, должно содержать данные руководителя. На нем должна стоять подпись руководителя налогового органа, либо иного лица, обладающего соответствующими полномочиями.

Решение о проведении выездной проверки на объект должно полностью соответствовать существующей форме и положениям, установленными НК РФ и иными нормами права.

Права налоговых органов при проведении выездной проверки

Каждый налоговый инспектор отдела выездных проверок, в ходе осуществления данного мероприятия, наделяется рядом определенных прав, предусмотренных положениями действующего НК РФ и иными нормами налогового права. В список основных прав налоговых органов входят:

  • отбор, анализ и изучение существующих документов налогоплательщиков, имеющих отношение к исчислению установленных налогов и бухгалтерской отчетности. В эти документы входит налоговая декларация, ее анализ, справка и т.д.;
  • составление и сопровождение документов по результатам проведенной проверки физических лиц или юридических органов, предприятия, например, ООО, выявление нарушения и возражения на соответствующий предмет;
  • проверка процедуры исчисления налогов предприятия, контроль и выявление возможного нарушения и возражения в определенный налоговый период;
  • истребование дополнительных документов и сведений у налогоплательщиков, их анализ, сопровождение и иные действия, в том случае, если они необходимы для уточнения тех или иных особенностей существующего налогообложения физических лиц, либо юридических органов, предприятия.

В компетенцию уполномоченных физических лиц могут входить и иные формы права, а также действия, которые не противоречат положениям НК РФ и соответствуют действующему налоговому законодательству.

В том случае, если права налогоплательщиков были нарушены незаконными действиями сотрудников налоговых органов, разрешение данной ситуации входит в компетенцию судебных органов.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

  1. Законодательство РФ и действующие положения НК РФ устанавливают определенные ограничения, касающиеся максимального срока проведения выездной налоговой проверки и на иные действия и формы.
  2. Общий период от дня начала проверки до получения документов с ее результатами не может превышать полутора лет.
  3. Общее время, сопровождение, продление, снижение и срок проведения выездной налоговой проверки может зависеть от множества условий и дополнительных обстоятельств, например, объема существующих документов и информации организации, сложности проведения определенного мероприятия и иных нюансов, которые оказывают непосредственное влияние на величину временного периода, на выявление нарушения или возражения.

Время непосредственной проверки и контроля каждого филиала, имеющегося у главного предприятия налогоплательщика, например, ООО, составляет один календарный месяц. Продление или изменение срока и формы входит в компетенцию действия налогового инспектора, но, как правило, данные права, формы и критерии применяются достаточно редко.

Установленные правила действующего НК РФ предусматривают, что в тех ситуациях, когда какие-либо нарушения и возражения были случайно обнаружены уполномоченным лицом во время отбора документов, в период после окончания проверки руководителя, данные нарушения и возражения не могут быть учтены и приняты к рассмотрению.

Приостановление выездной налоговой проверки

Приостановление выездной налоговой проверки, в соответствии с положениями НК РФ, означает временное приостановление действий уполномоченного налогового органа по проведению исследования и изучения внутренней деятельности той или иной организации, а также отбора документов по месту проверки.

Приостановление проверки, как юридическая процедура, также имеет свои допустимые сроки, порядок, правила, критерии, формы и иные нюансы. Общее приостановление может быть осуществлено на срок, не превышающий полугода с первого дня остановки.

Допустимый срок может быть увеличен на три дополнительных месяца в особых случаях, по приказу руководителя.

  • Например, если налоговый орган отправил письменный запрос в иностранную организацию, но, в течение установленного периода, по каким-либо причинам, не получил ответ от руководителя по месту запроса.
  • Точный срок, на который осуществляется приостановление, определяется приказом руководителя налогового органа, который учитывает причины, задачи, цели, оценки, возможность риска, и иные критерии, по которым данное приостановление стало необходимым.
  • Все допустимые основания, виды, анализ оценки и иные критерии указаны в НК РФ, к ним относятся:
  • действия по истребованию необходимых документов для отбора у других лиц или у органов, получение которых требует определенного времени и нуждается в продлении, например, декларация ООО и т.д.;
  • получение информации от иностранного учреждения или предприятия на объект налогообложения;
  • проведение необходимых экспертиз, оценки, результаты и виды которых очень важны для грамотного осуществления проверки и контроля рисков;
  • перевод документов и отбор, предоставление которых было осуществлено налогоплательщиком, на русский язык, например, декларация ООО или иностранного учреждения, в случае, если идет его реорганизация;
  • иные действия, анализ, виды, задачи и критерии, которые занимают определенный временной период и ведут к тому, чтобы приостановка проверки на тот или иной объект была осуществлена.
Читайте также:  Отчеты и налоги ИП с работниками в 2019 году - когда и куда сдавать

Заполненный акт выездной налоговой проверки на объект, например, ООО, всегда должен быть передан на руки налогоплательщику, в соответствии с нормами НК РФ.

Повторная выездная налоговая проверка

  1. Положениями действующего НК РФ определены конкретные условия, задачи, риск и критерии, при которых может быть осуществлена повторная выездная налоговая проверка физических лиц и организаций – налогоплательщиков, например, если существующая декларация имела определенные ошибки.
  2. В повторной проверке налогоплательщиков участвует прошедший временной период, анализ, отбор и контроль которого уже был осуществлен ранее.
  3. Оформление повторной проверки означает фактическое снятие ограничения и запретов, касающихся того, что в отношении одного налогоплательщика не могут быть осуществлены две и более выездные проверки в течение годового периода, по месту учета.
  4. Следовательно, уточненная повторная проверка по месту учета может проводиться вне зависимости от того факта, сколько до этого проверок уже было осуществлено.
  5. Действующий НК РФ предусматривает два главных основания, по которым может быть назначена повторная уточненная проверка по месту учета.
  6. Во-первых, она может быть осуществлена в случае принятия такого решения руководителя вышестоящей организации в определенный временной период.

Во-вторых, повторная проверка допустима, когда результаты первой были обжалованы в уполномоченном органе. Обжалование может быть осуществлено любым заинтересованным лицом. Обжалование составляется в письменной форме и подается в судебный орган. Положительное обжалование ведет к полному аннулированию результатов.

Особенности проведения выездных налоговых проверок

Существующая концепция системы планирования выездных налоговых проверок направлена, прежде всего, на соблюдение норм НК РФ и защиту интересов налогоплательщиков – физических, либо юридических лиц.

Эффективность данной концепции, а также ее основания, цели, задачи, последствия и оценки подтверждены существующей практикой.

Уточненная выездная налоговая проверка, сопровождение, отбор и контроль, в обязательном порядке, проводятся на территории налогоплательщика и его предприятия. В отдельных случаях, она может быть проведена по месту нахождения налоговой инспекции. Соответствующее решение руководителя, где составляется данная уточненная информация, выносится в установленный срок.

Во время проверки налогоплательщиков и отбора документов, каждый из них может быть проверен по нескольким налогам.

Непосредственный предмет, объект и назначение выездной налоговой проверки выражаются в осуществлении контроля правильности налогового исчисления, проверки рисков, а также своевременности уплаты установленных налогов на объект.

Контроль, оформление и сопровождение выездной проверки может распространяться только на определенный период деятельности той или иной организации или иных налогоплательщиков. Этот период равен трем годам.

По окончании проверки всегда составляется особый документ уведомление – акт выездной проверки налоговой службы. Акт выездной проверки содержит все необходимые сведения об осуществлении данного мероприятия контроля, а также о полученном результате.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/vyezdnaya-nalogovaya-proverka.html

Документооборот при выездных и камеральных налоговых проверках

Умение представителей налогоплательщика грамотно организовать документооборот при проводимых проверках может не только помочь компании избежать выполнения не основанных на нормах законодательства требований проверяющих, но и помочь при последующем обжаловании актов, составленных по итогам проведенных проверок.

https://www.youtube.com/watch?v=MSObqRrKc00

В то же время ошибки, связанные с непредставлением документов или неправильным их оформлением, приводят к возникновению споров с налоговыми органами и нередко заканчиваются судебным спором, которого можно было бы избежать.

Требование налоговых органов при представлении документов Налогоплательщикам прежде всего стоит обратить внимание на истребование документов проверяющими в рамках проводимых камеральных и выездных налоговых проверок, а также при осуществлении иных мероприятий налогового контроля.

При проведении камеральных и выездных налоговых проверок инспекции вручают налогоплательщикам требование о представлении документов. Налоговым кодексом РФ установлен срок, в течение которого налогоплательщик должен исполнить обязанность по представлению документов, — 10 рабочих дней.

Указанный срок исчисляется с момента получения требования. Поэтому представителю компании стоит сделать на документе отметку о его получении с обязательным указанием даты.*** Обратите внимание!

Представители налогоплательщика часто не указывают дату получения требования, что позволяет проверяющим исчислять срок представления документов исходя из даты составления требования, а не даты его вручения. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда налогоплательщик, не указав дату, самостоятельно сокращает срок подачи документов, предоставленный ему Налоговым кодексом РФ.

При направлении налоговым органом требования о представлении документов по почте в 10-дневный срок начинает исчисляться с момента получения требования налогоплательщиком. Следует сохранить конверт с отметками органа почтовой связи.

Тогда при возможном возникновении споров с проверяющими относительно срока представления запрашиваемых документов налогоплательщик сможет документально подтвердить дату получения требования.На практике налогоплательщики часто сталкиваются с ситуацией, когда установленный срок представления документов оказывается слишком коротким и не позволяет исполнить обязанность вовремя.

Такое возможно, если необходимо подготовить большой объем запрашиваемой документации либо если документы находятся в филиале компании и требуется время для их пересылки в основное подразделение и т.д.В таком случае налогоплательщику необходимо письменно уведомить проверяющих о невозможности исполнения требования в установленный срок, обязательно указав причину.

При этом, если продление срока связано с большим объемом документации, желательно указать сроки ее подачи либо предложить налоговому органу согласиться с возможностью представлять запрошенные документы по частям с указанием сроков их подготовки.

Обычно при наличии аргументированного и обоснованного уведомления налоговый орган в лице его руководителя выносит отдельное решение о продлении срока представления документов. Однако не стоит забывать: если руководитель налогового органа сочтет причину невозможности исполнения требования в срок необоснованной, он может отказать в его продлении.

При представлении документов налогоплательщику следует составить сопроводительное письмо, где необходимо указать, в ответ на какое требование передаются документы, а если документы подготовлены частично, стоит разъяснить, какая часть документов представлена.

Если требование налогового органа выполнено налогоплательщиком не полностью, нужно либо изложить причины невыполнения требования, либо указать сроки, когда оно будет выполнено полностью.*** Обратите внимание! При истребовании документов налогоплательщик представляет налоговым органам их опись.

Желательно, чтобы в такой описи был поименован каждый документ с указанием количества содержащихся в нем страниц и общего количества страниц, передаваемых в налоговый орган. Предпочтительно получить на описи отметку представителей налогового органа, подтверждающую принятие ими документов.

Наличие детальной описи переданных документов избавит компанию от необходимости доказывать факт их представления при разногласиях с налоговыми органами. ***Перед передачей документов налогоплательщику необходимо составить их опись (по возможности как можно более детализированную) и передавать или принимать документы в соответствии с ней.

Опись может содержать как детальный перечень, так и некую обобщенную идентификацию, например: «оригиналы счетов-фактур, по книге покупок за+ квартал+ года, в количестве+ экземпляров на+ листах (+ папки)», или «договоры, счета-фактуры, акты и т.п., относящиеся к сделке по приобретению здания по адресу: + в количестве+ экземпляров на+ листах (+ папки)» и т.п.

Такой подход поможет более эффективно контролировать перемещение документов от представителей компании к проверяющим и обратно.

На практике налогоплательщик может столкнуться с требованием налогового органа, не содержащим перечень запрашиваемых документов (например, в требовании может быть указано на необходимость представления всех документов, подтверждающих те или иные показатели).

По нашему мнению, в такой ситуации компания может представить документы, которые сама считает достаточными для подтверждения заявленных показателей, с указанием в сопроводительном письме на факт отсутствия в требовании конкретного перечня документов. В таком случае налогоплательщик не будет считаться нарушающим обязанность по исполнению требования налогового органа.

При проведении выездной налоговой проверки для ознакомления проверяющим предоставляются подлинники документов. При этом у компании должна быть предусмотрена возможность сделать с них копии. Такой способ ознакомления с документами особенно удобен при большом объеме документооборота и позволяет избежать лишних затрат на копирование.Однако у такого способа имеются недостатки.

Во-первых, у налогоплательщика не всегда есть возможность доказать, какие документы представлялись проверяющим. Во-вторых, как бы хорошо в компании ни был налажен документооборот, возможна утрата документов.

Учитывая наличие различных вариантов представления документов в ходе проведения выездной налоговой проверки, в начале ее проведения представителям компании следует оговорить порядок представления документов.

Нередки случаи, когда в ходе проведения выездной налоговой проверки компания получает требование налогового органа о представлении документов, часть из которых уже была ранее представлена, например, в рамках проведения камеральных налоговых проверок.

Повторное истребование документов В настоящее время действующие положения НК РФ не предусматривают какого-либо запрета на повторное истребование документов. Изменения, внесенные в Кодекс, запрещающие в ходе проведения проверки повторно истребовать документы, уже полученные в ходе проведения камеральных или выездных проверок, начинают действовать с 1 января 2010 года.

Ограничения на повторное истребование документов распространяются только на документы, представленные в ходе проведения камеральных или выездных налоговых проверок, и не относятся к документам, представленным в рамках проведения так называемых встречных проверок контрагентов. Кроме того, налоговые органы будут иметь право повторно истребовать документы, ранее представленные в налоговый орган в виде подлинников и возвращенные впоследствии проверяемому лицу, а также копии документов, представленные в налоговый орган и утраченные вследствие непреодолимой силы.*** Обратите внимание!

Следует обратить внимание на документы, запрашиваемые налоговыми органами при проведении камеральных проверок. Данный вид контроля состоит в проверке сведений, отраженных в налоговых декларациях или расчетах, и законом установлен исчерпывающий перечень случаев, когда в рамках проведения камеральной налоговой проверки проверяющие имеют право запрашивать у налогоплательщика документы.Таких случаев всего четыре:- при использовании налоговых льгот (проверяющие имеют право истребовать только документы, подтверждающие право на льготы);- при указании налогоплательщиком в декларации по НДС суммы налога, подлежащего возмещению из бюджета (проверяющие вправе запросить только документы, подтверждающие право применения налоговых вычетов);- при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;- если НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика представить вместе с подаваемой декларацией документы.

Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-70102-dokumentooborot_pri_vyiezdnyih_i_kameralnyih_nalogovyih_proverkah

Повторная выездная налоговая проверка — налогоплательщика может проводится, основание в 2019 году

В отдельных случаях возможно проведение повторной выездной проверки налоговыми органами. Рассмотрим правила, актуальные в 2019 году.

Определим, как такой контроль выполняется. Выездная проверка – нечастое явление для тех компаний, которые не нарушают законодательства.

Отдельные же фирмы все-таки проверяются, причем возможно и проведение повторных проверок. Каков же порядок осуществления такого контроля?

Что нужно знать?

Уточним, какие сведения являются базовыми относительно проведения проверок налоговым органом. Рассмотрим определение выездной и повторной проверок выездного типа.

Выездная налоговая проверка – вид проверки, которая проводится налоговыми структурами относительно плательщиков налоговых сумм, сборов, и лиц, что являются налоговыми агентами.

В отличие от камеральной проверки, которая проводится в стенах налоговой инстанции, с выездной проверкой работники ФНС нагрянут к вам (по месту проживания – для физлиц, по месту нахождения – для ООО).

Читайте также:  Перерегистрация ИП: порядок, документы и причины обращения в налоговую службу

Предварительно представители уполномоченного органа составляют план выездных проверок, в который включаются лица, деятельность которых заинтересовала ФНС.

Повторная выездная налоговая проверка – это проверка по тому же налогу и периоду, что проверялся ранее при осуществлении первой выездной проверки.

Кем осуществляется?

Обязательство проведения налоговой проверки выполняет региональная налоговая служба, в которой компания регистрировалась в качестве налогоплательщика.

При реорганизации, ликвидации проверка осуществляется вышестоящими налоговыми структурами – представители такой инстанции будет проверять, соблюдены ли все правила проверки, проводимой Налоговой инспекцией.

Проводит проверку отдел ВНП. Это может быть 2 или более инспектора, которые являются уполномоченными осуществлять подобные процедуры и назначены руководством Налоговой.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящей налоговой инстанцией в целых контроля налоговой службы, что осуществляла первоначальный контроль.

Решение о назначении повторной проверки имеет право принимать и руководство того органа, что раньше осуществлял контроль за деятельностью предприятия (при представлении уточненных деклараций).

Назначение процедуры

В налоговом кодексе не сведений о том, когда именно принимается решение об осуществлении проверки.

Но есть Концепция, в соответствии с которой проводится планирование, и где прописаны основные критерии отбора компания для назначения проверки.

Стоит руководствоваться таким документом, как Приказ РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

К примеру, основанием для включения фирмы в план ВНП может стать:

  • смена юридического адреса несколько раз за короткий промежуток времени;
  • неявка представителя фирмы на заседание комиссии по легализации базы налога (если нет уважительных причин);
  • участие предприятия в инвестиционных проектах;
  • применение льгот в увеличенных размерах;
  • занижение налоговой базы и т. д.

Концепция не содержит указания на то, какое количество фактов (оснований) должно быть зафиксировано, чтобы лицо попало в план.

Законные основания

Правила проведения выездной проверки содержатся в ст. 89 Налогового кодекса. О назначении выездной проверки также есть информация в приказе от 31.03.1999 № ГБ-3-16/67.

Установленный порядок проведения повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика ↑

Налогоплательщикам стоит знать такие нюансы проведения выездных проверок налоговой структурой:

Проверка не может осуществляться относительного одного плательщика налогов По одним и тем же налогам
Налоговая служба не имеет права провести больше 2 проверок в одном году по одним и тем же налоговым платежам Но вот повторную проверку допускается выполнять в независимости от того, сколько было проверок в текущем году
Длительность такой проверки составляет 2 месяца, в отдельных случаях – 3 месяца Если предприятие имеет филиалы, то срок проверки увеличивается – отводится 1 месяц на один филиал
Филиалы и подразделения Могут проверяться независимо от того, осуществлялась проверка головного предприятия или нет
Отсчет времени Проведения выездной проверки начинается с того момента, как работники налогового органа прибудут на территорию плательщика налогов
Смена юридического адреса В процессе проведения проверки предполагает включение в бригаду инспекторов лиц, что уполномочены на такие действия по новому месторасположению организации

Осуществление по принятому решению (основание)

Итак, основанием для проверок выездного вида является принятое руководством налоговой решение (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК).

Форма такой справки унифицирована. Решение выносится налоговым органом по месту расположения компании или по месту проживания физлица.

Решение о том, что будет проводиться проверка крупнейшей организации, выносится налоговой инстанцией, что ставила такую фирму на учет.

Такие решения должен подписать руководитель налоговой службы или его заместитель. В таком документе указывается, кто будет руководить процессом, организовывать работу отдела, давать задания инспекторам.

Если проводится проверка обособленного подразделения, решением утверждается перечень лиц, которые будут работать по месту нахождения такого подразделения.

Документ, являющийся основанием для проведения ВНП, содержит:

Название предприятия или ФИО физлица
Сведения о предмете проверки Перечисляются виды налогов
Данные о периодах, которые будут рассматриваться Но не больше 3 лет
Должность, ФИО инспекторов, которые назначены руководством для осуществления процедуры Абз. 4. п. 2 ст. 89 НК

Как это происходит?

  • Проверка проводится в отношении одного или нескольких налогов. Если проверка осуществляется по федеральным налогам для предприятий на спецрежимах, предмет проверки определяется так:
  • «По всем налогам, сборам и страховым взносам»
  • Проверка может охватывать несколько периодов, но начинается не раньше того времени, как наступят сроки подачи декларации в последнем отчетном периоде.
  • Относительно проверки нескольких налогов и сборов устанавливается единый период, когда рассматриваются материалы компании и анализируется ее деятельность.
  • Если налоговая инстанция планирует провести более 2 проверок по одной компании, она должна направить мотивированные запросы в вышестоящие структуры.

При проверке будет исследовано документацию, что имеет отношение к исчислению и уплате налоговых сумм.

Налоговая инстанция обратит внимание на такие документы:

Затем будет определено метод и прием осуществления проверки учетной документации. Иногда привлекается специалист в отрасли информационных технологий.

Уделяется внимание тому:

  • соответствуют ли показатели, что отражены в декларации, сведениям в бухгалтерских отчетах;
  • полностью ли устранено нарушения, зафиксированные на прошлых проверках;
  • соответствуют ли данные отчетов сведениям синтетического и аналитического учета;
  • в полной мере и правильно ли сформирована база по налогу;
  • правильно ли применены цены на продукцию;
  • обоснованно ли применяются налоговые ставки, льготы;
  • правильно ли рассчитана сумма платежа.

Если будет выявлено правонарушение, инспектор создает доказательную базу и обеспечивает документальные подтверждения:

  • снимет ксерокопии;
  • осуществит выемку подлинника;
  • опросит свидетелей;
  • назначит экспертизу и т. д.

Работники налогового органа имеют право осматривать используемые юридическим лицом или ИП территории и помещения, объекты обложения налогом;

В соответствии с п. 12 ст. 89 НК, организация не должна препятствовать проведению проверки компетентными структурами, а также предоставлять сведения, которые запрашивает должностное лицо (ст. 93 НК РФ).

Документация должен быть представлена в течение 10 дней момента из требования. При повторной проверке налоговая инстанция заново перепроверит деятельность предприятия за период, который проверялся ранее.

В таком случае возможна переоценка вывода, сделанного инспекторами при первоначальной проверке. Могут обнаружить новую недоимку по налоговым платежам.

Но вот повторное назначение штрафа по уже выявленным нарушениям, не может осуществляться. Исключением являются ситуации, когда нарушения скрыты по сговору компании с предыдущим проверяющим.

Завершающий этап

На протяжении 2 недель руководителем налоговой инстанции рассматривается акт, составленный после завершения проверки, документацию, материалы, что были предоставлены плательщиком налога.

После рассмотрения таких сведений, руководство вынесет решение:

  • привлечь плательщика к ответственность за нарушения налогового законодательства;
  • не привлекать такое лицо;
  • назначит дополнительные мероприятия по налоговому контролю, если невозможно принять решение на основании результата проведенной работы.

Затем юрист налоговой службы визирует проект. Если нарушения не были обнаружены, решение выносить не нужно. Исключение – когда уполномоченное лицо решает провести дополнительные мероприятия

Возникающие нюансы

Повторная проверка имеет ряд особенностей, о которых стоит помнить каждому плательщику налогов.

При подаче уточненной декларации

В Налоговом кодексе нет указания, когда именно можно предоставлять уточненную декларацию. Она может подаваться на любом этапе осуществления выездных проверок.

Прямого разрешения вопросов о правилах налогового типа администрирования при подаче уточненной отчетности нет.

Но отсутствие соответствующих положений в законах не дает права налоговым органам игнорировать данные уточненной декларации, что была представлена во время проведения проверки соответствующего налога.

Решение должно быть вынесено с учетом таких сведений (Определение ВАС РФ от 29 апреля 2001 № 16487/10).

Так как возникает обязательство по учету откорректированной информации в декларации, выездная проверка может быть продлена.

Суд придерживается мнения, что утоненная декларация должна учитываться даже в том случае, если она представлена в последний день проведения проверки.

Если подается уточненная декларация после завершения мероприятий налогового контроля, может назначаться повторная выездная проверка или назначаться дополнительные мероприятия.

Это касается и тез случаев, когда вычеты по НДС за год более 89% начисленных налогов.

Чтобы избежать выездных проверок в таких ситуациях лучше своевременно дать пояснения (на стадии проведения камеральной проверки).

Если декларацию подано с уменьшенными суммами до завершения налоговой проверки, и будет заявлено о возврате излишне перечисленных средств, лучше провести камеральную проверку.

О необходимости совмещать камеральные и выездные проверки относительного одного плательщика говорится в законодательстве, что рассматривает вопросы подачи уточненных налоговых деклараций по НДС или по акцизам (при заявлении сумм о возврате).

Результаты первоначальной проверки оспорены в суде

При проведении повторных проверок налоговые работники заново рассмотрят все материалы по тому же периоду.

И если результат первой проверки оспорен в судебном органе, повторная проверка все равно может назначаться. Такое мнение имеет Конституционный суд.

Но должны быть переоценены обстоятельства, что ранее исследованы и оценены судами, которые урегулировали спор между плательщиком налога и налоговой инспекцией.

В том же случае, если будут обнаружены новые обстоятельства, которые ранее не рассмотрены налоговой службой и судом, то проведение повторных проверок будет вполне законным.

Контролирующие структуры должны во всех случаях определять, может ли повторная проверка привести к тому, что будет вынесено решение, которое противоречит судебному решению.

Решение суда не спасает от повторных проверок, но может отразиться на ее результате. И, кстати, не нужно спешить с уплатой доначислений, штрафов и пеней по результатам первоначальной проверки.

Так налоговые органы решат, что вам есть что скрывать, и нагрянут с повторной проверкой. Итог таких действий – сумма доначислений будет еще больше увеличена.

Поэтому желательно оспорить результат проверки в суде. Так при проведении повторных проверок права налоговых работников будет ограничены решением суда.

Если были обжалованы в вышестоящий налоговый орган

В таком случае также возможно назначение повторной выездной проверки. При этом не имеет значение, отменено ли первоначальное решение налоговой инстанцией, проводившей проверку, при рассмотрении жалобы.

Судебные органы с такой позицией согласны. В Постановлении Президиума ВАС от 16 марта 2010 № 14585/09 говорится, что можно оспорить решение о назначении повторных проверок, если результат по окончанию первой проверки признается незаконным.

Это может быть, например, такой случай – при вынесении решения ВНП фирма состояла на учете в другом налоговом органе. В результате принято решение провести повторную проверку.

Но ВАС признает такое решение незаконным – так как первоначальная проверка не должна была проверяться, то и перепроверка не должна назначаться.

Повторная выездная проверка – процедура, которая грозит далеко не всем. Но и застраховаться от нее никто не может, точно так же, как и предугадать результат ее проведения.

Поэтому учитывайте рекомендации, которые дают законодатели относительно ведения предпринимательской деятельности и уплаты налогов. Старайтесь исполнять свои налоговые обязательства.

Источник: http://buhonline24.ru/nal-opt/nalogovye-proverki/vyezdnaja/povtornaja-vyezdnaja-nalogovaja-proverka.html

Ссылка на основную публикацию