Как определяется потребность в привлечении иностранных работников? Какой существует порядок привлечения иностранцев к трудовой деятельности на территории РФ?
Как мы уже отмечали, законно находящийся в РФ иностранец — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ (ст.2 Закона №115-ФЗ). Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, если иное не установлено данным Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п.1 ст.6 Закона №115-ФЗ).
РАЗРЕШЕНИЕ НА РАБОТУ В МОСКВЕ
Для иностранных работников существует несколько видов квот:
- квота на иностранных рабочих, это когда работодатели хотят иметь в штате зарубежных специалистов;
- квота на выдачу разрешений на работу (визовые иностранцы могут трудиться только на основании специального разрешения);
- квота на разрешение на временное проживание. Тогда иностранцы могут трудиться без специальных разрешений;
- квота на выдачу приглашений для иностранцев, данную квоту получают иностранцы не только для проживания в стране, но и для трудоустройства.
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранцев при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранец имеет право осуществлять трудовую деятельность, в случае если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, в том числе постоянно или временно проживающих в РФ (п.4 ст.13 Закона №115- ФЗ).
НА КАКИЕ ДОЛЖНОСТИ НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ КВОТЫ ПРИ ПРИЕМЕ ИНОСТРАННЫХ СОТРУДНИКОВ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ?
Важно!
Квота на привлечение мигрантов на работу определятся только для граждан, прибывших в РФ в визовом режиме.
Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранцев, прибывающих в нашу страну из стран дальнего зарубежья на основании визы. При определении приоритетов оцениваются политическая, экономическая, социальная и демографическая ситуации, а также оценивается эффективность использования иностранной рабочей силы.
Потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и их количество устанавливаются прогнозом социально-экономического развития субъекта РФ на соответствующий период, как правило на год. На основании этих сведений, трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений данного субъекта направляет соответствующие предложения в Правительство РФ.
И уже Минтруд РФ на основании предложений, поступивших из регионов, с учетом поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов между иностранными работниками и работниками гражданами РФ, устанавливает квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Россию на основании визы, разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории России.
Напомним, что с 16 января 2019 года работодатели, которые приглашают иностранных работников, должны следить за тем, чтобы:
- род занятий иностранного сотрудника соответствовал цели въезда;
- иностранец своевременно выезжал из страны.
За нарушение с компании может быть взыскан штраф в размере от 400 000 до 500 000 рублей. Для должностных лиц и ИП штраф составит – от 45 000 до 50 000 рублей.
КАКИЕ НАЛОГИ ПЛАТИТ ВКС? ПРЕДУСМОТРЕНЫ ЛИ ЛЬГОТЫ?
Порядок получения квоты на привлечение иностранцев
Квота на привлечение иностранных работников определяется на основании правил, утв. Минтруда РФ от 23.01.2014 г. №27н «Об утверждении правил определения органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников» (далее по тексту — Правила).
Для того чтобы определить размер квоты работодатели должны подать соответствующие заявки, которые рассматриваются региональной межведомственной комиссией из числа представителей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта РФ, в том числе ФМС РФ, ФНС РФ, Роструда РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Для привлечения ВКС согласно Перечню, подавать такую заявку не требуется, и работодатель сможет получить соответствующие разрешения.
Заявка представляется работодателем (заказчиком работ, услуг) в соответствующий уполномоченный орган субъекта РФ (пп.1-3 абз.1 п.5 Правил) по соответствующей форме (приведена в Приложении №1 к Правилам). А рекомендации по заполнению заявки приведены в Приложении №2 к Правилам. Заявка подается на бумажном носителе или в электронной форме.
Важно!
Информацию о том, в какой именно уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ необходимо подать заявку, и сведения о его адресе, телефоне, факсе, часах приема заявок можно узнать на сайте
www.migrakvota.gov.ru в разделе «Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации».
Заявки, форма и (или) заполнение которых не соответствует Правилам, возвращаются работодателю, заказчику работ (услуг) на доработку не позднее чем в течение пяти дней с момента их поступления в уполномоченный орган субъекта РФ (абз.1 п.5 пп. «а» п.6 Правил).
Если заявка составлена правильно, то в течение 25 дней со дня поступления соответствующей заявки работодателя, заказчика работ (услуг) в уполномоченный орган субъекта РФ комиссия субъекта РФ принимает решение об удовлетворении заявки в полном объеме либо ее полном или частичном отклонении (п.7 Правил).
Для получения квоты на право привлечения иностранной рабочей силы необходимо подать следующий пакет документов:
- Два экземпляра заявки, заполненные и распечатанные из системы АИК «Миграционные квоты». Система АИК представляет собой личный кабинет на официальном государственном сайте «службы занятости».
- Доверенность для уполномоченного лица, в случае подачи такой заявки не генеральным директором общества.
- Копию выписки из ЕГРЮЛ для юридических лиц или ЕГРИП для предпринимателей, заверенную подписью и печатью.
- Гарантийное письмо с содержащейся в нем информацией о возможности предоставить жилье и медицинскую помощь (ДМС или договор с медицинским учреждением) для иностранного гражданина.
- Письмо с обоснованиями необходимости привлечения иностранных работников с указанием причины, по которой работодатель хочет привлекать на свою работу иностранных граждан, и сведениями о проделанной работе в поиске российских специалистов (работников) на должности, которые согласно заявлению работодатель хочет заместить иностранными гражданами.
И далее работодателю (заказчику работ, услуг) в течение пяти дней со дня принятия решения комиссией субъекта РФ направляется уведомление о принятом решении (пп. «б» п.17 Правил).
Данные заявки не подают работодатели-физические лица, привлекающие иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
ДЕЛОВАЯ ВИЗА В РОССИЮ
Что учитывает комиссия при выдаче уведомлений?
По каким причинам работодатель может получить отказ (за исключением заявки, составленной не по форме)?
Перечень положений, которые учитывает комиссия, определен в п.10 Правил:
- наличие сведений о регистрации работодателя в ЕГРЮЛ;
- отсутствие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов;
- наличие возможности региона по обустройству привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан исходя из обеспеченности населения жильем, объектами социальной инфраструктуры и медицинской помощью;
- предоставление работодателем гарантий медицинского и жилищного обеспечения иностранных работников;
- отсутствие у работодателя не устраненных нарушений трудового, миграционного, налогового, социального законодательства;
- соблюдение работодателем допустимой доли иностранных работников, привлекаемых в различные отрасли экономики, а также иных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Комиссия субъекта РФ принимает решение об отклонении заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении размера потребности полностью в случае (п.12 Правил):
- представления работодателем недостоверных сведений или подложных документов либо сообщения заведомо ложных сведений;
- возбуждения производства по делу о банкротстве работодателя;
- несоответствия заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении размера потребности положениям, предусмотренным выше (согласно п.10 Правил).
Важно!
Квота на привлечение иностранной рабочей силы выдается на один год. Если у компании возникнет необходимости в найме иностранцев и дальнейшем, то заявка подается заранее, уже в начале наступившего года, чтобы правительство РФ смогло определить потребность в иностранцах на российском рынке труда.
Источник: https://rosco.su/press/poryadok_polucheniya_kvoty_na_privlechenie_inostrannoy_rabochey_sily_/
Квоты на иностранных работников в 2019 году
Работодатели привлекают иностранные трудовые ресурсы, т.к. он считается более дешевым. Иностранными гражданами являются физические лица, не имеющие гражданства РФ, но при этом имеют гражданство другой страны. Работодателями могут выступать как юридические, так и физические лица.
Но чтобы оформить иностранцев на работу необходимо получение от государства квоты. Квотирование мигрантов позволяет правительству страны лимитировать число въезжающих из других государств с целью трудоустройства и временного проживания.
Выдача квот осуществляется через Центр занятости, Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная миграционная служба.
Привлечение иностранных работников можно как по квоте, так и вне квоты. Преимущества привлечения иностранцев вне квоты заключаются в том, что заработная плата для работника, принятого таким способом, может быть меньше, чем средняя по региону, а также не нужно ждать выделения квоты.
Минусом является длительность оформления и большой объем документации, которую необходимо собрать и подать в Центр занятости, который размещает вакансии. Но и перечень специальностей в данном случае имеет ограничения. Во все инстанции предоставляется аналогичный пакет документов.
- Читайте также статью ⇒ Квота для приема на работу в 2019.
- Квота распространяется на некоторые профессии, а не на всех иностранных работников.
- Категории иностранцев, которые могут трудиться без квот:
- иностранные граждане с РВП (разрешение на временное проживание) и ВНЖ (вид на жительство),
- лица, получившие статус беженца,
- лица, участвующие в госпрограмме по переселению,
- специалисты высокой квалификации,
- работники зарубежных предприятий, привлекающие для выполнения ремонт поставляемого в Россию оборудования, а также гарантийные, сервисные, монтажные работы.
Квота на привлечение иностранной рабочей силы выдается на 1 год.
Виды квот для иностранцев
- – квота на иностранных рабочих, это когда работодатели хотят иметь в штате зарубежных специалистов,
- – квота на выдачу разрешений на работу – визовые иностранцы могут трудиться только на основании специального разрешения,
- – квота на РВП (разрешение на временное проживание).
Имеющие данную квоту иностранцы могут трудиться без специальных разрешений, практически имеют равные права с россиянами,
- – квота на выдачу приглашений для иностранцев, данную квоту получают иностранцы не только для проживания в стране, но и для трудоустройства в рамках правового поля.
Квота на иностранных сотрудников
Работодатели, желающие привлечь к труду иностранных специалистов, обязаны получить разрешение на наем иностранцев, но и имея разрешение, нанять иностранцев разрешается в установленных пределах.
Для получения квоты на наем иностранцев, работодатель должен обосновать свое намерение и подготовить внушительный комплект документации.
Но и имея на руках такое разрешение, работодатель вправе нанять иностранцев только в установленных пределах.
Читайте также статью ⇒ Прием на работу иностранца в 2019.
Квота на выдачу разрешений на работу
Обязательным документом для иностранцев, планирующих трудиться в России необходимо разрешение на работу. Выдача данного разрешения строго квотирована. Мигрант обязан подготовить документы для получения разрешения.
Квота на РВП (разрешение на временное проживание)
Данная квота необходима мигрантам, нацеленным на продолжительное проживание в России. Ежегодно определяется ограниченное количество разрешений на временное проживание для мигрантов, которое выдается, как правило, ежемесячно либо ежеквартально.
- Вне квотирования РВП выдается только строго иностранцам:
- – имеющих малолетнего ребенка-россиянина;
- – рожденных в РСФСР и имевшим гражданство СССР;
- – рожденных в РФ;
- – нетрудоспособных лиц, имеющих в России сына или дочь — граждан РФ;
- – имеющих в РФ нетрудоспособных родителей-россиян;
- – состоящих в браке с россиянином.
Квота на выдачу приглашений для иностранцев на въезд
В нашу страну можно приехать, только получив визу по приглашению. Оформлением занимается работодатель, нанимающий в свой штат зарубежного сотрудника. Под контролем правительства находится наем иностранцев в РФ, которое ежегодно лимитирует количество трудовых мигрантов. Число квот на приглашение равняется количеству квот, установленных для выдачи разрешений на работу.
Виды договоров, заключаемых с иностранными работниками
Работодатели при принятии на работу мигрантов должны заключать с ними договор, не противоречащий закону. Трудовые отношения с иностранными работниками должны быть оформлены договором (трудовой, договор гражданско-правового характера).
Исчисление и удержание НДФЛ
Налоговые органы в течение пяти дней ставят на налоговый учет иностранного гражданина после получения информации о постановке на миграционный учет. Свидетельство о постановке на учет вручается лично иностранному гражданину или отправляется заказным письмом.
Ставка НДФЛ зависит от того, является ли лицо налоговым резидентом или нет. Резидентами являются граждане общий период нахождения на территории РФ за год составил более 183 дней, нерезиденты – общий период нахождения на территории РФ за год составил менее 183 дней. При этом ставка НДФЛ для резидентов составляет 13%, для нерезидентов – 30%.
Работодатели, привлекающие иностранных рабочих, обязаны уведомлять об этом МВД.
Оформление квоты на привлечение иностранной рабочей силы
Для оформления разрешения на привлечение иностранных рабочих необходимы следующие документы:
Государственные органы | Документы | Срок оформления |
Центр занятости | Свидетельство о регистрации (ОГРН) | 30 дней |
Свидетельство ИНН | ||
Свидетельство о постановке на налоговый учет | ||
Заявление о необходимости в привлечение иностранной рабочей силы | ||
Доверенность | ||
Министерство внутренних дел | Заявление работодателя | 30 дней |
Трудовой договор (образец) | ||
Приказ о назначении руководителя на должность | ||
Квитанция об оплате госпошлины | ||
Запрос на привлечение и использование иностранных работников | ||
Федеральная миграционная служба | Фотографии граждан, привлекаемых к работе | 30 дней |
Медицинская справка | ||
Копии паспортов | ||
Свидетельство ИНН | ||
Сертификат, подтверждающий владение русским языком | ||
Полис медицинского страхования |
Штрафы, назначенные работодателям
Работодатель может быть оштрафован по следующим причинам:
- Нарушения миграционного законодательства,
- Не собран полный перечень необходимых документов,
- Отказ оформлять трудовые отношения,
- Различные нарушения Трудового Кодекса.
Большинство работодателей предпочитают не оформлять иностранных граждан на работу в официальном порядке. Мигрант, не имеющий разрешительной документации являются нелегалами.
За использование труда иностранных граждан размер штрафа составляет: с юридического лица 400 000 – 1 млн. рублей, могут приостановить и деятельность компании – минимум на 2 недели, максимум на 3 месяца.
Для большинства работодателей наем иностранного работника экономичный вариант в финансовом плане, но сопряжено с оформлением трудовых отношений. Работодателю требуется не только привлечь мигрантов, но и понимать весь процесс сопровождения своего сотрудника по всему пути легализации его труда в РФ.
Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:
Источник: http://rabotniky.com/kvoty-na-inostrannyx-rabotnikov/
Порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников — Audit-it.ru
- Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность по трудовому договору или по гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг), заключенными с юридическими или физическими лицами, в том числе с иностранными юридическими лицами и с иностранными гражданами, зарегистрированными в качестве иностранных предпринимателей.
- Работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных граждан для выполнения работы только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выданного в установленном законом порядке.
- Для этого необходимо лишь уведомить о привлечении и использовании таких иностранных работников территориальный орган ФМС РФ и соответствующий орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
- Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года №681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации» (далее — Постановление №681).
- В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона №115, пунктом 4 Постановления №681, разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (ФМС РФ) или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения.
- Приказом ФМС Российской Федерации от 25 декабря 2006 года №369 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников», была установлена форма бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
- Одновременно с заявлением должны быть представлены следующие документы:
- ¨ заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения иностранных работников;
- ¨ проект трудового договора или иные документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;
- ¨ документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
- ¨ для российского юридического лица:
- — копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- — копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
- ¨ для иностранного юридического лица:
- — копия свидетельства о регистрации юридического лица;
- — копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в Российской Федерации;
- — копия свидетельства об открытии филиала и копия свидетельства о его аккредитации;
- — копия разрешения на открытие представительства и копия свидетельства о его аккредитации;
- ¨ для индивидуального предпринимателя:
- — копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
- — копия документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя;
- — копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации.
За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников взимается государственная пошлина — 3000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ)).
- Порядок выдачи заключения территориальными органами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения иностранных работников регламентирован Приказом Минтруда и Социального Развития Российской Федерации от 15 июля 2003 года №175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда Российской Федерации по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников».
- Заключение территориальных органов службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников составляется с учетом принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест с учетом:
- — наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы;
- — наличия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов;
- — обеспечения равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации;
- — предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости российских граждан.
- Квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- ФМС Российской Федерации принимает решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы в течение 30 дней со дня подачи работодателем всех вышеуказанных документов.
- В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов (пункт 8 Постановления №681).
- Если принято решение об отказе в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, то в течение 5 дней после принятия такого решения работодателю направляется в письменном виде мотивированный отказ в выдаче разрешения.
- Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в 10-дневный срок со дня принятия решения о его выдаче высылается работодателю по почте или может быть выдано лицу, уполномоченному работодателем.
- Выданное разрешение не может быть передано другому работодателю, а работники, принятые на основании этого разрешения, не могут быть переведены на работу к другому работодателю.
- Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится, если работодатель:
- ¨ не обеспечил получение иностранным гражданином, привлекаемым к трудовой деятельности, разрешения на работу;
- ¨ не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной службы о месте временного пребывания иностранного работника, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
- ¨ не уведомил в течение 10 рабочих дней налоговый орган по месту своего учета о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания, либо получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключении с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо аннулировании разрешения на работу иностранному работнику;
- ¨ не направил в 3-дневный срок в орган миграционной службы информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении договора;
- ¨ не уведомил в 3-дневный срок орган миграционной службы, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
- Разрешение на привлечение и использование иностранных работников аннулируется в случае:
- ¨ подачи работодателем соответствующего заявления;
- ¨ ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;
- ¨ выявления представления работодателем недостоверных сведений при подаче документов для выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
- ¨ использования работодателем иностранных работников за пределами субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором ему разрешено их привлекать;
- ¨ неустранения работодателем допущенных нарушений в установленный срок.
- Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации предполагает реализацию одного из основных прав работника и обязанностей работодателя по обязательному социальному страхованию работников (статья 22 ТК РФ).
- Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к застрахованным лицам относятся, наряду с гражданами Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
- Следовательно, социальное страхование распространяется и на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам в Российской Федерации.
- Поэтому работодатель не освобождается от уплаты единого социального налога.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) застрахованными лицами (лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Законом) помимо граждан Российской Федерации являются проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору. Причем право этих лиц на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов (статья 14 Закона №167-ФЗ), что входит в обязанности страхователей-работодателей и иных лиц, названных в статье 6 Закона №167-ФЗ. Взносы по обязательному пенсионному страхованию необходимо платить за иностранцев, проживающих в Российской Федерации как временно, так и постоянно. Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, то он не является застрахованным лицом и, соответственно, на выплаты в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.
- Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»:
- «Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора».
- Соответственно, при занятии иностранными гражданами трудовой деятельностью в Российской Федерации обязательное медицинское страхование и выдача им страховых медицинских полисов обязательного страхования осуществляется наравне с другими работниками данных предприятий, учреждений и организаций, а срок действия страхового медицинского полиса обязательного страхования определяется сроком действия заключенного с иностранным гражданином трудового договора (контракта).
- Согласно Постановлению ФАС Дальневосточного округа от 9 марта 2005 года №Ф03-А59/04-2/4452 работодатель — налогоплательщик единого социального налога правомерно подвергнут ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей 123 НК РФ, так как не включил в объект налогообложения для исчисления единого социального налога суммы оплаты труда (выплат и вознаграждений), начисленных в пользу иностранных граждан, работающих на территории РФ.
- Кроме того, главой 23 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
- При этом, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относится к доходам от источников в РФ.
- Понятие налогового резидента Российской Федерации приведено в статье 207 НК РФ, в соответствии с которой:
«Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения».
Таким образом, работодателю следует иметь в виду следующее: независимо от того, что принятый работник является иностранным гражданином, если он получает вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей и при этом находится на территории Российской Федерации более 183 дней в году, у работодателя возникает обязанность выступать налоговым агентом в отношении этого работника, то есть работодатель должен исчислить, удержать у работника — налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет.
Более подробно с вопросами, касающимися порядка заключения трудовых договоров с лицами, поступающими на работу в строительную организацию, содержание и сроки трудового договора, порядок прекращения трудового договора, а также общий порядок оформления при приеме на работу и особенности приема на работу иностранных работников и работников по совместительству, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Строительство. Образцы трудовых договоров».
Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/44429.html
Квоты на иностранных сотрудников. Получение разрешения, сроки
Для работы с заявками существует сайт АИК «Миграционные квоты». Сначала работодателю необходимо зарегистрироваться и войти на сайт. Есть инструкция, как работодателям регистрироваться в системе. После регистрации можно выполнять следующие действия:
- Заполнить заявку на привлечение иностранных работников на предстоящий год;
- Заполнить заявку на корректировку квоты текущего года в сторону увеличения или уменьшения численности иностранных работников;
- Внести изменения в текущие заявки на квоту предстоящего года и корректировки квоты, если они не отправлены;
- Отозвать заявку, если она не рассмотрена и не включена в предложение по формированию квоты;
- Просматривать статусы заявок;
- Внести изменения в контактную информацию.
Как узнать сроки и место подачи заявок на привлечение иностранных работников
В каждом регионе есть уполномоченный орган, отвечающий за рассмотрение заявок. Эта организация устанавливает свои даты приёма заявок. Чтобы узнать адрес, нужно перейти на сайт http://www.migrakvota.gov.ru/ и на открывшейся странице выбрать свой регион. После этого вы увидите название и контактную информацию организации.
Можно связаться по найденным контактам с уполномоченным органом и спросить о сроках. К сожалению, найти информацию о сроках на сайте у нас получилось не для всех регионов.
Например, сроки приёма заявок в 2018 году в Москве указаны на этой странице сайта. А вот для работодателей Санкт-Петербурга удалось найти информацию только на сайте Комитета по труду и занятости, который отвечает за квоты в городе.
Необходимые документы
- Заявка на бумажном носителе в виде распечатанной заполненной формы из АИК «Миграционные квоты» (в 2-х экземплярах), заверенная оттиском печати организации;
- Доверенность от имени руководителя организации на бланке организации, заверенную оттиском печати организации (в случае подачи заявки доверенным лицом);
- Копия свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (ИНН);
- Копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) со сроком оформления не более 1 месяца;
- Гарантийное письмо, подтверждающее обеспечение иностранного работника на период осуществления им трудовой деятельности жилым помещением;
- Гарантийное письмо, подтверждающее добровольное медицинское страхование в целях оказания иностранному работнику медицинской помощи;
- Копия договора аренды помещения или иные документы, подтверждающие фактический адрес работодателя;
- Письмо с информацией о деятельности организации и обоснованием необходимости привлечения иностранных работников по указанным в заявке профессиям (специальностям, должностям), информацию о месте трудовой деятельности иностранных граждан (наименование строительного объекта, ресторана, предприятия и т.п.), указание причин невозможности замещения российскими гражданами рабочих мест, на которые предполагается привлечь иностранных работников.
Все копии документов заверяются подписью руководителя и оттиском печати организации и представляются вместе с оригиналами документов для сверки.
Дополнительные документы для представительств и филиалов иностранных компаний в России
Представительства и филиалы иностранных компаний в России также представляют:
- Копии свидетельств об открытии филиала и о его аккредитации, выданных уполномоченным органом;
- Копии разрешения на открытие представительства и свидетельства о его аккредитации, выданных уполномоченным органом.
На всех копиях документов должна стоять подпись руководителя и печать организации.
К рассмотрению и регистрации не принимаются заявки:
- Отправленные по почте или факсу;
- Не заверенные подписями уполномоченных должностных лиц и не удостоверенные оттиском печати организации (кроме индивидуальных предпринимателей);
- Оформленные с нарушениями рекомендаций по порядку заполнения заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении (уменьшении) размера потребности, содержащихся в приложении 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 27н.
Источник: https://www.accountor.com/ru/russia/quotas-foreign-employees-russia
Получение квоты для приема на работу иностранных граждан
Чтобы трудоустроить иностранного гражданина в России, компании-работодателю нужно получить квоту на привлечение иностранной рабочей силы. Квота не требуется только в двух случаях: если работник получает зарплату более 2 миллионов рублей в год и относится к высококвалифицированным специалистам, или если его должность входит в список неквотируемых должностей на текущий год.
Квоты на привлечение иностранной рабочей силы
Получение квоты на работу для иностранцев – долгий и сложный процесс, который может закончиться отказом в ходатайстве. Количество квот строго ограничено и распределено по регионам и по профессиям.
В 2019 году выделено 144 583 квот приема на работу для иностранных граждан. Подробнее о квотах на 2019 год читайте в разделе новостей на нашем сайте – https://visa-russian.ru/news/chto-zhdet-trudovyh-migrantov-v-2019-godu.php.
Принимая решение удовлетворить или отказать в предоставлении квоты на работу в России, комиссия учитывает множество дополнительных факторов: вид деятельности компании, медицинское и жилищное обеспечение работников, отсутствие нарушений законодательства у работодателя, возможность привлечь на конкретную должность региональные трудовые ресурсы, квалификация иностранца. Например, предпочтение отдается работодателям, занятым в приоритетных областях промышленности (горные, строительные, монтажные работы) или ведущим масштабные проекты.
Компания Travelmart поможет оформить иностранца на работу по квоте. Но мы не можем гарантировать положительный результат, подавая заявку на квоту. В случае отказа вы потеряете 25 дней, в течение которых рассматривается заявка. Мы рекомендуем рассмотреть возможность оформления работника как ВКС или выбрать внеквотную должность.
Процедура трудоустройства будет проще и с высокой вероятностью закончится успешно, если иностранец является высококвалифицированным сотрудником или оформляется на внеквотную должность.
Читайте подробнее о процедуре оформления разрешительных документов для ВКС – в разделе «Разрешение на работу для ВКС».
Подробнее об оформлении на внеквотную должность – в разделе «Трудоустройство иностранцев вне квоты».
Если нет возможности обойтись без квоты на работу иностранных граждан, мы поможем в оформлении заявки или полностью возьмем на себя весь процесс получения квоты.
Стоимость оформления документов на квоту:
Подача сведений в Департамент Труда и Занятости | 5500a – Москва 8000a — Мос. обл. |
Компания Travelmart производит обслуживание только юридических лиц, зарегистрированных в Москве или Московской Области.
Оформить квоту
Процесс трудоустройства после получения квоты подробно расписан в разделе «Пошаговая инструкция трудоустройства иностранных граждан».
Порядок получения квоты
Чтобы получить квоту на работу, нужно собрать следующие документы:
- Заявка на квоту – 2 экз.
- Гарантийное письмо – 1 экз.
- Доверенность – 1 экз.
- Свидетельство о государственной регистрации – 1 экз. Нотариально заверенная копия.
- Свидетельство о постановке на налоговый учет и присвоении ИНН – 1 экз. Нотариально заверенная копия.
- Выписка из ЕГРЮЛ, выданная не ранее, чем за месяц до подачи документов – 1 экз.
- Договор аренды.
Оригинал и копия с печатью организации.
Все необходимые заявки и формы мы заполним самостоятельно на основе вашей анкеты.
Квота для приема на работу устанавливается Департаментом труда и занятости населения. Сначала нужно оформить заявку в электронном виде на сайте http://www.migrakvota.gov.ru, затем сдать оригиналы в уполномоченный орган в регионе, в котором находится компания. Эти этапы мы проходим самостоятельно с помощью доверенности.
Срок рассмотрения заявки – 25 дней. Если по прошествии срока вы получили отказ в квоте, можно заново подавать заявку, но вероятность удовлетворения будет небольшой. В таком случае лучше рассмотреть вариант оформить иностранца на внеквотную должность.
О всех вариантах устройства иностранца на работу читайте на основной странице этого раздела.
Заказать разрешение на работу и рабочее приглашение в РФ
Источник: https://visa-russian.ru/trudoustroistvo-inostrannyh-grazhdan/poluchenie-kvoty.php
Квотирование иностранной рабочей силы
Отмена квотирования иностранных работников из ближнего зарубежья
С 2015 года огромное количество организаций выдохнуло с облегчением — разрешения на работу для граждан с безвизовым режимом пребывания отменили.
Вместо них появились патенты, которые иностранные работники себе оформляют самостоятельно, а это значит, что не нужно больше подавать заявки, ходить на комиссии и что-то доказывать, ведь как следствие и квоты на безвизовых иностранных граждан тоже отменились. А ведь, если вспомнить, у людей чуть ли не судьбы рушились.
Взять какого-нибудь сотрудника отдела кадров или юриста, которым в строительной компании поручили все это решать. А теперь представьте объекты этой строительной компании, где на стройках заняты несколько сотен иностранных работников, и у каждого должно быть разрешение на работу.
А вдруг в квоте отказали, и что тогда? Тормозить многомиллионный проект (который, кстати, наверняка согласован с властями города, но это так к слову)? И так тоже поступали, но только эти самые сотрудники отдела кадров или юристы потом оставались без работы. В лучшем случае.
А кто-то ничего не тормозил, но тут как тут появлялись сотрудники миграционных органов, такие нарядные, в красных жилетах, и быстро такие организации наказывали. Наказывали рублем. Причем таким, что многие строительные компании впоследствии закрывались, отдав все в счет выставленных им штрафов.
Тут надо сказать, что к властям претензий нет и быть не может. Все штрафы и вообще последствия незаконного привлечения иностранных работников более чем четко определены в КоАП РФ. Но все это для многих в прошлом, во всяком случае, пока не приняли решение отмотать все обратно. А у нас это очень даже возможно, как показывает практика.
Квотирование иностранных работников с визовым режимом пребывания
С визовым режимом все еще интереснее. Не будем забывать, что значительная часть данной категории иностранных граждан, намного раньше вышла из проблемной зоны с квотами. А было это в далеком 2010 году, когда в Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» внесли изменения, добавив статью 13.
2, которая регулирует работу иностранных граждан, оформленных в качестве высококвалифицированных специалистов (далее ВКС), а для оформления разрешения на работу ВКС, как известно, квота не требуется.
И еще не будем забывать граждан Франции и Южной Кореи, которые могут работать без квоты на основании межправительственных соглашений о временной трудовой деятельности. В какой-то момент вообще могло показаться, что квоты на иностранных работников больше никому не потребуются. Но, конечно же, это не так.
Очень немаленькая доля тех, чья заработная плата не дотягивает до минимума ВКС в 167 000 рублей в месяц, или же кто занят на должностях не входящих в список неквотируемых, по-прежнему остаются в зоне риска.
Каким образом организации могут обратиться за квотой на привлечение иностранных работников?
Под эгидой Министерства Труда и Социальной Защиты РФ была создана программа, основной функцией которой является сбор информации о потребности регионов в иностранной рабочей силе. Называется программа — Автоматизированный Информационный Комплекс «Миграционные квоты» или же просто АИК..
В течение календарного года, в среднем по две недели в месяц, уполномоченные органы субъектов принимают заявки работодателей, в которых те обозначают в цифрах, сколько им необходимо иностранных работников, на какие должности и из каких стран. Причем, большую часть времени, прием заявок осуществляется как на текущий год, так и на следующий.
Таким образом, если ранее организация подавала заявку на будущий год и получила отказ, или же потребность в иностранных работниках возросла (бывает, что уменьшилась, но это крайне редко происходит), то есть возможность скорректировать тот результат, который был ранее получен.
Точнее попытаться его скорректировать, и это, наверное, самая большая головная боль, с которой сталкиваются работодатели. Потому что после этапа подача заявки, наступает этап томительного ожидания даты проведения заседания межведомственной комиссии, на которой будет рассматриваться заявка.
И, конечно же, члены комиссии, не руководствуются субъективными понятиями при принятии решения, о том, какой компании квоту одобрить, какой урезать, а какой и вовсе отказать полностью.
В законе указаны так называемые критерии отбора, обозначим основные из них.
1.
Наличие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о регистрации работодателя — юридического лица и отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности работодателя — юридического лица, а также соответствие идентификационного номера налогоплательщика, наименования организации, указанных в заявке работодателя, заявке работодателя об увеличении размера потребности, идентификационному номеру налогоплательщика, наименованию организации, присвоенным организации при постановке на учет в налоговом органе;
Здесь все понятно — если организация подает заявку, то должна понимать, что ее статус, как действующего юридического лица не должен быть подвергнут сомнению.
Соответственно сведений о каких-либо ликвидациях, реорганизациях и прочих процессах, не должно содержаться в базе налоговых или других компетентных органов. Кроме того, заявка должна быть заполнена очень внимательно.
Любая, даже незначительная ошибка, может привести к отказу. Не тот номер ИНН или номер дома в адресе, и почти с вероятностью сто процентов, что в квоте будет отказано.
2.
Отсутствие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе по профессиям (специальностям, должностям), указанным в заявке работодателя, заявке работодателя об увеличении размера потребности, за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем профессионального образования и дополнительного профессионального образования или профессионального обучения незанятых граждан, высвобождаемых работников, перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации, трудоустройства выпускников образовательных организаций;
Суть данного пункта наглядно раскрывается во время обработки Заявки межведомственной комиссией, в это время в компанию с завидной настойчивостью начинают звонить и приходить незанятые граждане России, которых направляют центры занятости населения.
Крайне редко, когда указанные граждане действительно подходят под заявленные требования к соискателю, но и такое случается. Чаще эта категория граждан приходит, чтобы получить письменный отказ от организации. Предоставив его в центр занятости, они могут и дальше рассчитывать получать пособие по безработице.
Безусловно, не все там любители бесплатных пособий, другой вопрос, что зачастую тех, кто становится на учет в центрах занятости, направляют, что называется не по профилю. Помнится случай, когда в салон тайского массажа, направили пожилую женщину, как кандидата на должность массажистки.
Компании долгое время потом пришлось разъяснять, почему массаж по «бабушкиному методу» не соответствует заявленному в прейскуранте салона. И таких примеров масса.
3. Предоставление работодателем гарантий медицинского и жилищного обеспечения иностранных работников в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
Важно отметить, что это не означает только лишь предоставление гарантийных писем, но и непосредственно сами подтверждения того, что оба этих условия выполнены. Подтверждением могут являться договор медицинского страхования и договор аренды на жилое помещение.
Зачастую организации на момент рассмотрения заявки таких договоров не имеют, объясняя это тем, что вот дадите нам квоту, наймем к себе иностранных работников, и будет тогда и договор на медицинское обслуживание и жилье. Логика в этом есть.
С другой стороны шансы на положительное решение комиссии намного выше, если она (комиссия) увидит, что организация максимально стремиться учесть все требования закона, тем самым показывая, что она заинтересована в положительном решении вопроса.
4. Отсутствие у работодателя неустраненных нарушений трудового, миграционного, налогового законодательства, законодательства в области социального и медицинского страхования, социальной защиты инвалидов, законодательства о занятости населения;
Тоже частая причина отказов. А может и самая частая. Особенно сильно на себе это ощущают крупные компании, где множество разных отделов и департаментов не всегда четко взаимодействуют друг с другом. Итогом такой несогласованности может быть отказ в квоте.
Например, отдел кадров не обладает информацией по расчетам с бюджетом, за которые отвечает бухгалтерия, а там налоги заплатили с опозданием в один день, потому что кто-то что-то забыл. Результат — пеня от налоговой инспекции, в размере каких-нибудь ста рублей, из-за которой в квоте откажут.
И учитывать не будут, что размер пени даже каплей в море в формате юридического лица назвать нельзя. Поэтому постоянная сверка с бюджетом, если и не залог успеха, то во всяком случае уже минус одна причина не получить квоту.
В Москве, где потребность в иностранных работниках наибольшая, число отказов значительно выше, чем в других регионах и причина отказа в Москве может быть сугубо местная. Вспомним про «Центр квотирования рабочих мест».
Примерно до 2014 года многие о такой структуре и не слышали, пока повально не пошли отказы в квотах из-за того, что организации не состояли на учете в данном центре и не создавали рабочие места для трудоустройства инвалидов и молодежи. Хотя закон города Москвы «О квотировании рабочих мест», который регулирует этот вопрос, датирован еще 22 декабря 2004 года. Тем не менее, для многих в Москве он стал открытием.
Что делать, если в квоте отказали, и какие тут могут быть решения?
Те читатели, кто думает, что через несколько строк узнает об универсальном средстве, с помощью которого можно всегда быть уверенным, что квоту одобрят — к сожалению, придется разочаровать, такого средства нет. Но можно выполнять комплекс действий, которые смогут обеспечить компанию временем, достаточным для того, чтобы попытаться исправить положение, если желаемого результата не удалось получить с первого раза:
- Подавайте заявку о потребности в иностранных работниках заранее, то есть на будущий год, а не ближе к окончанию срока действия документов.
- Постоянно ведите контроль над тем, чтобы у компании не появлялось нарушений, которые могут повлечь за собой отказ в квоте.
- Указывайте численность желаемого количества будущих работников с небольшим запасом. Нередко отказы бывают частичными, и есть шанс, что та часть, которую утвердят и будет критически важной для потребностей компании.
- Старайтесь оформлять разрешения и визы таким образом, чтобы они заканчивались не раньше летнего периода, но не позже ноября. Это дает время для участия в корректировки квоты, на случай, если заявка, поданная ранее, была отклонена.
- Старайтесь избегать привлечения иностранных работников из миграционно-опасных стран (Китай, Индия, Таиланд и т.д.). Шанс получить отказ, заявляя граждан из стран данной категории, намного выше.
Заключение
К сожалению, обозначенный комплекс действий не дает стопроцентной, гарантии, но, во всяком случае, увеличивает шансы на успех. Однако есть и другие способы, которые часто используются, при этом мне они кажутся весьма сомнительными и даже рискованными.
Например, компания получила отказ в квоте, которую собиралась использовать для оформления разрешительных документов действующему иностранному сотруднику. При этом его увольнение или временное отстранение, компания (да и он сам наверняка) не рассматривает.
В этом случае многие начинают использовать должности из списка неквотируемых, полагая, что смогут отсрочить проблему и вернуться к ней позже. Только вот не стоит забывать, что несовпадение должности иностранного работника с должностью, указанной в разрешении на работу, будет расценено, как нарушение, со всеми вытекающими обстоятельствами.
Миграционные органы конечно не вездесущи, и всех проверить не успевают, но и работать в постоянном напряжении из-за возможности такой проверки и выявления нарушения, тоже не самая лучшая перспектива.
Андрей Бабаев, Управляющий партнер «БАИВ Бизнес Консалт»
Источник: https://hr-portal.ru/blog/kvotirovanie-inostrannoy-rabochey-sily