Логистика — что такое, виды, оптимизация, эффективность и принципы

Настоящая статья подводит итог циклу статей, посвященных логистике, которые были опубликованы в журнале «Мир климата» на протяжении последних трех лет.

В них последовательно был дан обзор теоретических основ логистики, роли логистических подразделений в повышении эффективности работы производственных и торговых компаний, а также подробно рассмотрены некоторые практические аспекты логистической деятельности.

Логистика - что такое, виды, оптимизация, эффективность и принципы

Таким образом, пройдя за три года «путь» от теории к практике и имея представление о функционировании логистической службы компании, ее целях и задачах, критериях оценки ее эффективности, влиянии работы логистической службы на эффективность компании в целом, рассмотрим пути оптимизации ее работы.

В одной из статей, посвященных построению логистической системы компании, были описаны теоретические основы оптимизации логистической системы и управления логистическими процессами. Здесь мы продолжим эту тему, сделав акцент на практических подходах к оптимизации и управлению.

Из теории логистики известно, что логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции по управлению материальными, а также связанными с ними финансовыми и информационными потоками. Логистическая система формируется, исходя из целей и задач, стоящих перед компанией, ее бизнес-модели, стратегии и тактики на рынке, номенклатуры товаров и многих других показателей.

В переводе на практический язык логистическая система любой компании, независимо от вида ее деятельности, будь то производственная или торговая деятельность, — это набор взаимосвязанных структурных подразделений, занимающихся управлением запасами, закупками, транспортировкой, складированием, упаковкой, грузопереработкой, таможенным оформлением и распределением грузов между потребителями. Эти структурные подразделения называются звеньями логистической системы.

Логистика - что такое, виды, оптимизация, эффективность и принципы
Рис. 1

Управление логистической системой в компании осуществляется менеджером высшего звена, как правило, директором по логистике.

Графическая иллюстрация построения логистической системы компании приведена на рис. 1.

Целью работы логистической системы является обеспечение поставок необходимых товаров и услуг в нужное время, в нужное место, необходимого качества, в необходимом количестве и тем потребителям, которым эти товары необходимы при минимальных расходах. При этом потребителями могут являться и собственные подразделения компании, например производство. Опираясь на сформулированную цель, можно перечислить следующие критерии оценки (показатели) эффективности работы логистической системы:

  • объем логистических услуг;
  • уровень затрат на оказание логистических услуг;
  • производительность логистической системы;
  • продолжительность логистических циклов;
  • уровень непроизводственных затрат, потерь и штрафов;
  • уровень издержек из-за избытка товарных запасов;
  • возврат на инвестиции в логистическую систему (то есть отдача на вложения в развитие);
  • качество обслуживания потребителей и некоторые другие критерии, которые можно найти в литературе по теории логистики.

Часто используют комплексные критерии, например общие логистические издержки компании, состоящие из:

  • затрат на выполнение логистических операций (операционные издержки);
  • ущерба от логистических рисков;
  • потерь, связанных с неправильными логистическими решениями и некачественным логистическим сервисом;
  • затрат на логистическое администрирование и IT-поддержку.
  • Логистика - что такое, виды, оптимизация, эффективность и принципы Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что оптимизация логистической системы — это, по сути, процедура достижения оптимальных значений сформулированных критериев эффективности (например, общих логистических издержек) за счет изменений параметров ее работы при сохранении заданного уровня качества обслуживания потребителей.
  • Поскольку логистическая система не существует сама по себе, а является частью компании как системы более высокого уровня, то цели ее работы, а соответственно, и критерии оценки эффективности должны быть как минимум непротиворечивы, а как максимум адекватны критериям оценки эффективности работы компании в целом.
  • Какие могут быть мотивы у руководства компании для проведения оптимизации логистической системы?
  • Во-первых, главным побудительным мотивом является ухудшение показателей работы компании, таких, например, как прибыль, общие издержки, объем продаж, количество и интенсивность заказов.
  • Во-вторых, изменение стратегии либо путей развития бизнеса в силу изменения конъюнктуры рынка, номенклатуры товаров или региональной направленности.
  • В-третьих, «настройка» бизнес-процессов с целью либо наведения порядка, либо желания получить конкурентные преимущества, либо из-за структурных изменений в компании, либо из-за одной из вышеперечисленных причин.

Логистика - что такое, виды, оптимизация, эффективность и принципы В любом случае необходимость каких-либо изменений в работе логистической системы должна следовать из аудита операционной деятельности логистических подразделений компании на основе вышеприведенных критериев оценки эффективности. Существует множество методик логистического аудита, позволяющих выявить «узкие места» логистической системы, причины увеличения издержек и снижения производительности, уменьшения общей эффективности ее работы на основе общепринятых и проверенных практикой аналитических и экспертных методов. Подобный аудит может быть проведен высшим менеджментом компании самостоятельно или с привлечением независимых экспертов в области практической логистики. К сожалению, формат настоящей статьи не позволяет подробно изложить содержание этих методик, и мы остановимся лишь на некоторых наиболее часто употребляемых подходах.

Нередко оценку эффективности работы логистической системы проводят, сверяя показатели ее работы с ранее установленными стандартами, например:

  1. Ежегодное сокращение товарных запасов на 5%.
  2. Обслуживание потребителей на уровне не менее 95% по доступности товаров.
  3. Готовность к отгрузке товаров не позднее 20 дней со дня приема заказа.
  4. Расходы на функционирование службы логистики не более 3,5% от объема продаж.
  5. Доля транспортных расходов не более 2,5% от объема продаж
  6. Сокращение доли транспортных расходов не менее 5% в год.
  7. Потери от повреждения товаров при хранении, погрузке-разгрузке и транспортировке не более 2% от объема продаж и некоторые другие.

Приведенные значения устанавливаемых стандартов условны и зависят от вида деятельности компании, ее бизнес-модели, стратегии на рынке и многих других факторов, они иллюстрируют лишь один из возможных подходов к оценке эффективности работы и выявления необходимости оптимизации.

Итак, у руководства компании существуют мотивы для оптимизации логистической системы и/или первичный аудит выявил неэффективность ее работы. Какие шаги нужно сделать для «настройки и наладки» такого сложного механизма? Попробуем сформулировать общие рекомендации и описать основные этапы такой работы, иногда называемой вторичным или внутренним аудитом.

1. Стоимостной анализ или анализ затрат.

Не секрет, что на логистические подразделения приходится большая доля собственных затрат компании, то есть логистическая система вносит наибольший вклад в формирование себестоимости продукции. Поэтому в первую очередь должны быть проанализированы:

  • соответствие стоимости услуг контрагентов уровню цен на рынке аналогичных услуг;
  • соответствие заработной платы персонала логистических подразделений их квалификации и уровню оплаты труда в подобных компаниях;
  • соответствие мотивации персонала количеству и качеству работы;
  • штрафные санкции из-за некачественной работы логистических подразделений;
  • складские издержки по хранению товаров и рациональность использования складских площадей;
  • условия оплаты и условия поставки закупаемой продукции и их соответствие условиям поставки и условиям оплаты реализуемой продукции. Это необходимо для ликвидации так называемых «разрывов» финансовых потоков;
  • издержки, связанные с потерями, порчей или уничтожением товаров во время транспортировки, хранения и перегрузок;
  • издержки, связанные с возвратом товаров из-за плохого качества или поломок;
  • издержки, связанные с восстановлением качества товаров;
  • издержки, связанные со сверхнормативными или избыточными (невостребованными) запасами.

2. Временной анализ, во время которого исследуются:

  • Логистика - что такое, виды, оптимизация, эффективность и принципы время, затрачиваемое персоналом на прием, обработку и размещение заказов;
  • сроки изготовления продукции поставщиками;
  • транзитные времена доставки грузов;
  • сроки прохождения заказов через логистическую систему;
  • нарушения сроков поставки и их причины;
  • виды и способы транспортировки, используемые маршруты перевозок.

3. Функциональный анализ, способный оценить:

  • правильность построения и соответствие бизнес-процессов компании ее целям и задачам, стратегии на рынке, виду деятельности и номенклатуре продукции;
  • уровень квалификации персонала;
  • взаимосвязь между подразделениями компании, качество и целостность информационного обмена;
  • виды и периодичность планирования;
  • координацию работы логистических подразделений и контроль со стороны руководства, учет и отчетность;
  • параметры материальных, финансовых и информационных потоков, их соответствие структуре логистической системы;
  • «конфликты интересов», или, иными словами, противоречия функциональных интересов различных подразделений компании;
  • качество информационной и IT-поддержки;
  • рациональность алгоритмов принятия решений и используемых методов планирования и прогнозирования.

Перечисленные виды анализа и способы аудита не претендуют на абсолютную полноту и правильность. Они лишь иллюстрируют возможные подходы к решению такой сложной задачи, как оптимизация логистической системы. Для каждой компании такая работа должна проводиться индивидуально, с учетом всех ее особенностей, места на рынке, номенклатуры товаров, масштабов и направленности бизнеса и многих других факторов.

Полученные в результате анализа данные должны лечь в основу выработки рекомендаций по совершенствованию структуры и улучшению показателей работы логистической системы, что позволит компании достичь:

  • сокращения товарных запасов;
  • ускорения оборачиваемости капиталов;
  • снижения себестоимости продукции;
  • снижения совокупных логистических издержек;
  • более полного удовлетворения потребителей качеством продукции и сопутствующим сервисом;
  • повышения уровня адаптивности компании к таким изменениям внешних условий, как конъюнктура рынков, кризисные явления экономики.
Логистика - что такое, виды, оптимизация, эффективность и принципы
Рис. 2

Для конкретизации действий по оптимизации логистической системы и обеспечения контроля за их выполнением, при формулировании рекомендаций и постановке целей оптимизации используют получивший широкое распространение принцип SMART (рис. 2).

На практике различные причины не позволяют достичь оптимальных параметров работы логистической системы компании. Что же мешает полноценно проанализировать и правильно «настроить» логистическую систему? На то есть несколько основных объективных и субъективных причин:

  • неспособность действующей системы бухгалтерского учета и статистической отчетности компании правильно выделить составляющие логистических издержек;
  • закрытость финансовой и коммерческой информации, в том числе внутри компании, отсутствие устойчивых и достоверных информационных потоков между ее подразделениями;
  • присутствие в логистических цепочках так называемых «родственных» логистических посредников, аффилированных к руководству или собственникам компании, и «неприкасаемых» сотрудников, управляющее и административное воздействие на которых сведено к нулю в силу вышеуказанных «родственных» причин;
  • неготовность руководителей или собственников компании к изменениям;
  • сопротивление персонала в силу его нежелания изменений;
  • отсутствие методов расчета ущерба от логистических рисков и методик оценки качества логистического сервиса.

Оптимизация работы логистической системы компании как одного из основных элементов, формирующих себестоимость продукции, позволяет за счет снижения издержек и повышения качества обслуживания потребителей значительно повысить устойчивость компании на рынке, особенно в условиях воздействия на бизнес кризисных явлений мировой экономики.

Завершая цикл статей, посвященных теоретической и практической логистике, мы уверены, что использование опубликованных журналом «Мир климата» материалов поможет производственным и торговым компаниям значительно повысить эффективность своего бизнеса, а логистическая служба АПИК готова оказать квалифицированную помощь климатическим компаниям в этой работе.

А. П. Ломтев,

руководитель логистической службы АПИК

logistics@apic.ru

Источник: https://www.hvac-school.ru/vestnik_ano/vestnik_ano_ukc_universitet_18/optimizacija_logisticheskoi/

Оптимизация логистических процессов за семь шагов

            

            Оптимизация логистических процессов предприятия, или фирмы, проводится в следующих целях             – максимальный сервис клиентам и партнерам компании;

            — достижение оптимального уровня процессных затрат при желаемом уровне сервиса для клиентов.     

                                             

 Поделить регионы, в которых предполагается осуществлять сбыт продукции по географическому признаку, по количеству населения, по покупательной способности, наличию традиции (и связанной с ней потребностью) потребления продукта.

            Учесть предполагаемые способы реализации: через дистрибьюторов (со складами и системой доставки), через собственные филиалы (создание собственных региональных складов и доставки до конечного потребителя), прямая централизованная доставка в регионы.

Проверку проводить по методу полных логистических издержек.   

                                                Общая специализация склада по скорости оборота:             скорее для хранения,             скорее для обеспечения быстрой оборачиваемости.             Много, мало артикулов.             На каких зонах склада акцент:             большая зона приема с большим количеством разгрузочных доков, зона длительного хранения и комплектации в одном технологическом объеме или отдельно,             осуществление набора товара и комплектации заказов в отдельных технологических зонах,             применение конвейерной сборки заказов (паллеты, коробки, тележки для сбора заказа движутся через весь склад, каждый из ответственных кладовщиков, закрепленных за определенным участком хранения, группой товара, отбирает на перемещаемую тележку товар из своего участка),             большая зона отгрузки с большим количеством отгрузочных доков.             Последовательность, одновременность или разновременность выполнения складских технологических операций (технологические карты):             разгрузка,             приемка,             размещение на хранение,             пополнение зоны комплектации,             комплектация,             отгрузка (пример: ночь – разгрузка ж/д вагонов, комплектация заказов, утро – за счет большого количества отгрузочных мест и большой зоны отгрузки – быстрая отгрузка заказов на централизованную доставку, день – отгрузка клиентов самовывоза и оптовиков с дальней доставкой, разгрузка — прием автотранспорта).             Проведение АВС – анализа для размещения товара по оборачиваемости, по количеству обращений к товару для комплектации (количеству тиков — teaks) применительно для данного складского помещения – конфигурация и этажность помещений, складских стеллажей, иначе говоря, по сложности доступа к разным зонам и участкам хранения.             Проведение XYZ – анализа для прогнозирования спроса и соответственно частоты, объемов и периодичности заказов на товар.             Хронометраж, нормативы времени, «фотографии» технологических процессов, в особенности процессов комплектации заказов (строк заказов, «тиков») одним человеком в единицу времени.             Акцент мотивации сотрудников на количество комплектуемых заказов.             Заработная плата – небольшая фиксированная часть + часть зависящая напрямую от норм и качества выработки.

Читайте также:  Как открыть тату-салон - готовый бизнес-план с расчетами

            Склад, арендованный с «нашим» персоналом, или с ответственным хранением и услугами складской обработки.

В случае склада ответственного хранения введение основного показателя договорных отношений, например стоимости отгрузки грузовой единицы, одной тонны, определенного количества заказов, единиц товара, строк заказов и т. д.

Введение в договорные отношения норм складской обработки, дальнейшее увеличение их, обучение сотрудников outsource – склада работе с «нашим» товаром.             

                                      Определение норм запасов.             Введение максимальной и минимальной норм запаса пример единицы измерения запаса – в единицах хранения, в днях торговли и т. д.) с учетом объемов продаж, возможности роста или падения спроса, задержки товара в пути, реальных технологических особенностей выполнения плана – заказа производством. Менеджер, для правильного формирования заказа и соблюдения нормативов по максимальной и минимальной нормам заказа, ежедневно отслеживает: остаток на складе, текущую динамику отгрузок (в периоде последних двух – трех недель по сегодняшний день), товар в пути, товар, пришедший сегодня, товар заказанный. Рекомендуется использование специализированной программы либо автоматизированных таблиц в Excel, Access.

            Предполагаемый результат: увеличение эффективности использования складских площадей, оборотных средств, резерв по комплектации заказов.  

                                     Появление термина и технологии основано на «российской специфике» возникновения рисков при определении объемов закупок того или иного товара             — простои на таможне (в результате ввода таможней новых, необъявленных правил при растаможивании),             — большая вероятность поломки машины в процессе дальних поставок, а также сложность ремонта в полевых условиях.

            Вследствие возникновения подобных рисков «российской логистической специфики» товар закупается не в необходимом количестве, а несколько больше «на всякий случай».

                         Определение соотношений формирования логистического функционала по видам собственности и привлечения сторонних услуг на основании функционально – стоимостного анализа общих логистических затрат             Логистические основные средства (например – административные ресурсы, информационные ресурсы, транспорт, склад) находятся в собственности основного юридического лица компании. То же в собственности логистической компании в рамках холдинга.             Складские площади в аренде, а персонал, оборудование, техника склада собственные.             Складские услуги привлекаются в качестве внешних (ответственное хранение, например).             Оперативная замена, по необходимости, арендуемых складских площадей, в связи с изменяющейся динамикой продаж, а соответственно и потребностями в этих площадях (с увеличением-уменьшением, изменением конфигурации, изменением местоположения, технологической и технической оптимизацией складского хозяйства).             Привлекаются водители со своими автомобилями в качестве постоянных сотрудников.

            Нанимаются автомобили с водителями в транспортной компании для оказания транспортных услуг.

                                      Информационная система             Возможность партионного (по-тиражного) учета, а также прибыльности каждой партии товара, при условии (например), если один и тот же товар в разных партиях (тиражах) имеет разную входную цену (себестоимость, закупочную цену).             Внедрение системы штрих-кодирования, позволяет получить:             Сокращение времени и ошибок при обработке документов.             Сокращение времени и ошибок на этапах приема товара, размещения товара, сбора и комплектации заказов, проверки скомплектованных заказов, отгрузки скомплектованных заказов.             Усовершенствование контроля веса и габаритных размеров товара на стадии его получения.

            Использование штрих – кодов на листах подбора товара (комплектовочной накладной).             

                                      Таможня, транспорт, склад.             Централизация местной дистрибуции.             Централизация, либо децентрализация региональной дистрибуции.

            Один из вариантов выбирается на основании функционально – стоимостного анализа общих логистических затрат по каждому варианту.

                                      

Основанием для вывода той или иной товарной позиции из оборота и соответственно торговли должно осуществляться на основании статистики продаж, и исследований рынка.             Выбор конфигурации складского хозяйства и логистической системы в целом в зависимости от количественного объема ассортиментного ряда и срока реализации готовой продукции.

                                                   С

клад может делиться на отдельные зоны, каждая со своей спецификой размещения товара, типом и конфигурацией стеллажной системы, а может и ее полным отсутствием, или иной системой хранения (бункерной, например, набивные стеллажи, консольные стеллажи, стеллажи для рулонного хранения), в том случае, если товар принципиально различается по своим габаритам, условиям хранения и размещения (пример – компания занимается плиткой; сантехникой – ванны, унитазы, мебель для ванной; линолеумом, обоями, коврами, отделочными материалами).         

                              Оборачиваемость (отношение среднего запаса за период к товарообороту за период). Чем выше, тем лучше.             Относительная стоимость складской операции (все складские затраты + потери от дефицита продукции разделить на единицу товара, или единичную стоимость товара – одну штуку, рубль стоимости товара). Чем ниже, тем лучше.             Характеристика дефицита продукции (процент невыполнения поступающих заявок).             Схематическое описание экспертной системы по управлению запасами, применение которой ведет к оптимизации (уменьшению) запаса на складе             Сбор статистики по движению товаров.             Расчет среднедневных продаж за каждый период времени. Информация анализируется за последние 2 – 3 недели (за счет этого сглаживается влияние сезонных колебаний).             Рассчитываются: максимальный, страховой (минимальный) запас, задается время товаров в пути, вычисляется величина фактически необходимого запаса (в штуках и днях).             Принимается решение, что запас не должен превышать такого-то количества дней.             Грубое представление работы системы: система видит, что по определенному товару интенсивность движения больше, и заказывает его больше – и наоборот.

            При достаточно равномерном (по объемам и ассортименту) грузообороте со временем оптимизация приводит к тому, что можно вывести некий набор товара (матрицу загрузки, или пополнения запаса), для загрузки в стандартную транспортную единицу, для пополнения запаса на дистрибьюторском складе.   

  • К списку публикаций
  • При копировании, или цитировании этой статьи, или ее части, необходимо указывать ссылку на эту статью.
  • Новая складская логистика © 2001-2019

                                                                                                                 
Логистика - что такое, виды, оптимизация, эффективность и принципы                          

Логистика - что такое, виды, оптимизация, эффективность и принципы

                         

Источник: http://fill2001.narod.ru/OptimioLogist.htm

Ключевые показатели эффективности логистики

  • Виктop Ивaнoвич Cepгeeв, доктор экономических наук, президент Международного центра логистики Государственного университета Вышей школы экономики (МЦЛ ГУ BШЭ), профессор кафедры логистики BШЭ, президент Национальной логистической ассоциации России.
  • Любая организация или бизнес, внедряя логистику и формируя соответствующую ее целям логистическую систему, прежде всего стремится оценить ее фактическую или потенциальную эффективность.
  • За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся:
  • общие логистические издержки;
  • качество логистического сервиса;
  • продолжительность логистических циклов;
  • производительность;
  • возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.

Эти показатели можно назвать ключевыми или комплексными показателями эффективности логистической системы. Они лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Существуют общепринятые процедуры сравнительной оценки фирм (бенчмаркинг) в области логистики на основе аналитических и экспертных методов, использующие указанные комплексные показатели.

  1. Таким образом, ключевыми/комплексными показателями эффективности логистической системы называются основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной логистической системы, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, учета и контроля.
  2. Рассмотрим краткую характеристику комплексных показателей.
  3. Общими логистическими издержками называются суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в логистической системе.
  4. В составе общих логистических издержек можно выделить следующие основные группы затрат:
  • затраты на выполнение логистических операций/функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки);
  • ущербы от логистических рисков;
  • затраты на логистическое администрирование.

Большинство отчетных форм о выполнении логистического плана содержат показатели логистических издержек, сгруппированные по функциональным областям логистики, например издержки в материальном менеджменте, издержки на операции физического распределения и т.п.

, и внутри этих областей по логистическим функциям. Общепринятыми в западном бизнесе являются выделение и учет затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, управление заказами, информационно-компьютерную поддержку и т.п.

Читайте также:  Вклады для физических лиц 2018 – топ-20 банков, как открыть вклад

Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в логистической системе в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) продукции в запасах, а также ущерб от логистических рисков или низкого качества логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п.

Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на:

  • управление запасами (20-40%);
  • транспортные расходы (15-35%);
  • расходы на административно-управленческие функции (9-14%).

За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих западных компаний на такие логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, а также на логистическое администрирование.

Известный американский консультант в области логистики Герберт В. Дэвис в течение нескольких лет отслеживал логистические издержки в промышленности США на складирование, перевозку, управление заказами/обслуживание клиентов, управление распределением, а также управление запасами как неотъемлемую часть конечной цены продукции и потребительского сервиса.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Расходы на маркетинг: совокупные, постоянные и переменные

В 2013 г.

, например, структура логистических затрат, выраженных в долях (%) продаж, выглядела следующим образом: перевозка готовой продукции — 4,08%; складирование — 2,40; управление обслуживанием/ заказами клиентов — 0,55; управление распределением — 0,36; стоимость хранения запасов (при 18%-ной учетной ставке) — 1,81% — общее количество 9,02%. Структура затрат (в долл. на сто фунтов веса продукции): перевозка готовой продукции — 13,24; складирование — 10,79; управление обслуживанием / заказами клиентов — 4,07; управление распределением — 2,53; и стоимость хранения запасов при 18%-ной учетной ставке — 18,13. Общая сумма составила 47,48.

Анализ логистических издержек западными компаниями обычно проводится в процентном отношении к стандартным, объемным или ресурсным показателям, например:

  • логистические издержки в отношении объема продаж;
  • отдельные составляющие логистических затрат в отношении общих издержек;
  • логистические издержки фирмы в отношении стандартов или среднего уровня в данной отрасли;
  • логистические издержки в отношении соответствующих статей бюджета фирмы;
  • логистические ресурсы бюджета на текущий момент в отношении прогнозируемых затрат.

Перечисленные показатели зачастую включаются в отчетные формы о логистической производительности (продуктивности), акцентируя внимание на эффективности использования финансовых ресурсов компании.

Использование общих логистических издержек в качестве ключевого показателя при формировании логистической стратегии в отечественном бизнесе наталкивается на ряд трудностей, вызванных следующими основными причинами:

  • неспособностью действующей системы бухгалтерского учета и статистической отчетности предприятий выделять многие составляющие логистических издержек;
  • наличием в отечественном бизнесе «двойной» бухгалтерии, «черного нала», закрытостью финансовой информации для партнеров в логистической системе и даже между структурными подразделениями внутри компании и т.п.;
  • отсутствием методов расчета ущербов от логистических рисков и т.д. Понятие качества логистического сервиса базируется на стандартизированных терминах «услуга» и «сервис».

По существу подавляющее большинство логистических операций/функций является услугами, поэтому логистический сервис можно определить как процесс предоставления логистических услуг (в результате выполнения соответствующих операций или функций) внутренним или внешним потребителям.

Посредники, действующие в логистической системе, являются в основном предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым продвигаемым и продаваемым на различных участках логистической сети.

К таким звеньям относятся различные транспортные компании, экспедиторы, оптовые и розничные торговцы, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компании и т.п.

При этом стоимость логистических услуг может значительно превосходить затраты непосредственно на производство продукции.

Несмотря на важность логистического сервиса для реализации корпоративных стратегий, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества, что объясняется рядом особенностей характеристик сервиса в сравнении с характеристиками продуктов. Такими особенностями являются:

  1. Неосязаемость сервиса. Поставщикам сервиса сложно объяснить и дать спецификации видам сервиса, покупателям также трудно их оценить.
  2. Покупатель зачастую принимает непосредственное участие в производстве услуг.
  3. Услуги потребляются в тот момент, когда они производятся, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.
  4. Покупатель никогда не становится собственником, приобретая услуги.
  5. Сервис — деятельность, и поэтому он не может быть тестирован прежде, чем покупатель его купит.

Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда встречаются поставщик сервиса и покупатель.

Измерение качества сервиса при анализе и проектировании логистической системы должно основываться на критериях, используемых покупателями логистических услуг для этих целей.

Когда покупатель оценивает качество логистического сервиса, он сравнивает некоторые фактические значения «параметров измерения» качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество признается удовлетворительным.

В отношении логистического сервиса, на наш взгляд, более подходит определение качества как «степени несоответствия между ожиданиями заказчиков и их восприятием таких критериев, как реальность, надежность, живой отклик, компетентность, вежливость, доверие, безопасность, коммуникабельность, понимание заказчика. Соответственно те компании, в которых клиент чувствует наиболее полное присутствие данных характеристик, он воспринимает как компании с наивысшим качеством».

Наиболее важные компоненты (параметры) измерения качества сервиса:

  • осязаемость — физическая среда, в которой представлены сервис, удобства, оргтехника, оборудование, вид персонала и т.п.;
  • надежность — исполнение «точно в срок», т.е., например, в физическом распределении доставка нужного товара в нужное время в необходимое место. Надежность информационных и финансовых процедур, сопровождающих физическое распределение;
  • ответственность — желание помочь покупателю, гарантии выполнения сервиса;
  • законченность — наличие требуемых навыков, компетентности, знаний;
  • доступность — простота установления контактов с поставщиками сервиса, удобное для покупателя время оказания логистических услуг;
  • безопасность — отсутствие опасности, риска, недоверия (например, сохранность груза при транспортировке);
  • вежливость — поведение поставщика сервиса, корректность персонала;
  • коммуникабельность — способность разговаривать на языке, понятном покупателю;
  • взаимопонимание с покупателем — искренний интерес к покупателю, умение понять его нужды (требования).

Спецификация параметров качества логистического сервиса и выбор методов (способов) их оценки и контроля являются, пожалуй, наиболее сложными вопросами в логистическом администрировании.

Важнейшим комплексным показателем эффективности логистической системы является продолжительность полного логистического цикла — время исполнения заказа потребителя (покупателя). Использование этого показателя (или его отдельных составляющих) обусловлено требованиями корпоративной стратегии, если в качестве основного фактора повышения конкурентоспособности фирмы выбирается время.

Комплексный показатель — производительность (результативность) логистической системы — определяется объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованными в логистической системе, в единицу времени, или удельными расходами ресурсов в логистической системе.

В большинстве зарубежных фирм, имеющих логистические службы, составляются специальные отчеты о логистической производительности/продуктивности, в которых отражается достаточно большое число показателей, например:

  • число обработанных заказов в единицу времени;
  • грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств;
  • отношение типа «вход-выход» для отражения динамики выпуска продукции и документооборота;
  • отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала;
  • отношение логистических издержек на единицу производимой продукции;
  • логистические издержки в дистрибуции на единицу объема продаж и т.п.

Как видно из приведенного перечня, если производительность измеряется объемом работы персонала или техники в единицу времени (или на удельные параметры технологического оборудования, транспортных средств, или на единицу площади, объема и т.п.), то результативность характеризуется в основном удельными расходами финансовых ресурсов в логистической системе.

В качестве показателей эффективности использования транспортных средств может, например, служить коэффициент использования грузоподъемности (грузовместимости) транспортного средства, объем перевозок или грузооборот подвижного состава транспорта в час (смену, сутки), грузооборот, приходящийся на 1 тонну грузоподъемности транспортного средства и т.п. Для оценки эффективности использования складского подъемно-транспортного оборудования может применяться показатель объема грузопереработки в единицу времени.

Показатели производительности могут применяться для инфраструктурных логистических подразделений логистической системы в целом. Например, общим показателем производительности склада может служить грузооборот склада за сутки и т.п.

В зарубежной практике логистического менеджмента в большинстве случаев не разделяются показатели производительности и продуктивности (результативности).

Показатель «логистическая результативность» по смыслу больше соответствует принятому в нашей экономике показателю «ресурсоотдача», характеризует удельный расход финансовых, материальных, энергетических, трудовых ресурсов по отношению к объемным или другим плановым показателям.

Комплексный показатель — возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру — характеризует эффективность капиталовложений в подразделения инфраструктуры логистической системы, к которым в настоящее время относят:

  • складское хозяйство (склады разного вида и назначения, грузовые терминалы и терминальные комплексы);
  • транспортные подразделения различных видов транспорта;
  • транспортные коммуникации (автомобильные и железные дороги, железнодорожные подъездные пути и т.п.);
  • ремонтные и вспомогательные подразделения, обслуживающие транспортно-складское хозяйство;
  • телекоммуникационная система;
  • информационно-компьютерная система (комплекс технических средств и оргтехника).

Возврат на инвестиции в перечисленные объекты логистической инфраструктуры определяется в соответствии с действующими нормативно-методическими документами оценки эффективности капиталовложений.

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой:

Логистика - что такое, виды, оптимизация, эффективность и принципыСтратегический менеджмент: практический интерактивный дистанционный курс

Источник: http://www.elitarium.ru/logistika-gruzoperevozki-transport-perevozka-gruzov-uslugi-proizvoditelnost/

Оптимизация логистики — Морстройтехнология | 2019

  • Зачем и когда нужны проекты по оптимизации логистики?

В условиях обостряющейся конкуренции и борьбы за рынки компании стремятся сократить затраты в каждом звене, но это может привести к неоптимальному развитию всей системы логистики предприятия в целом.

Логисты и транспортники заняты решением оперативных задач, а вопросы стратегического развития часто рассматриваются другими подразделениями. Логистические стратегии часто выходят за пределами их рассмотрения.

Представители отдельных подразделений могут быть не заинтересованы в комплексных решениях. Вопросы, строить ли свой склад и где, отдавать ли на аутсорсинг логистику могут затрагивать личные интересы конкретных людей.

Выработка решения внутри компании требует согласования множества позиций, создание практически неуправляемой рабочей группы и т.д. и т.п.

В этой ситуации консультант может дать независимое обоснованное решение, при этом минимально отрывая работников от решения их ежедневных задач.

К тем компетенциям, которые уже имеются в компании, консультант может добавить широкое знание отрасли и ее лучших практик, знание смежных рынков, опыт подготовки стратегических документов, да и просто ответы на вопросы, которые назрели внутри компании и требуют особой  (транспортной!) компетенции.

Ситуации, когда полезно начать оптимизацию логистики:

  • изменения на  рынке
  • усиление конкуренции
  • слияния и поглощения компаний, изменения организационной структуры
  • открытие новых подразделений, проектов
  • изменение стратегии развития компании, изменение руководства
  • диверсификация бизнеса
  • реализация стратегии по уменьшению транспортных издержек во всех сопряженных блоках
  • и другие…
  • Кому нужна оптимизация логистики?

Нет пределов совершенству, поэтому оптимизация логистики приносит результаты любой компании.

Но особенно актуальна эта задача для компаний, крупных холдингов, имеющих сложную организационную структуру, большую номенклатуру выпускаемой продукции, широкий круг поставщиков, диверсифицированные рынки сбыта.. иными словами, чем больше масштаб и сложность бизнеса, тем больший эффект способна принести оптимизация.

  • Что такое оптимизация логистики?

В математике оптимизация – нахождение минимума или максимума (в зависимости от задачи) целевой функции. Это понимание оптимизации пришло из математики и в управленческую практику.

Оптимизация логистики — это достижение такого состояния транспортно-логистической системы, в котором она наиболее эффективна по какому-либо заданному нами показателю.

  • Какие виды проектов по оптимизации логистики выполняет «Морстройтехнология»?

Оптимизировать можно практически любой элемент (подсистему) транспортно-логистической системы, поэтому спектр работ в рамках данного направления очень широкий, далее приводим не полный перечень возможных оптимизаций:

  • оптимизация складских запасов,
  • выбор местоположения для логистических объектов,
  • выбор упаковки и вида транспорта,
  • оптимизация железнодорожной инфраструктуры предприятия,
  • выбор и оптимизация схем транспортировки,
  • оптимизация терминальной инфраструктуры под новые требования рынка.
Читайте также:  Как заработать на партнерских программах в интернете с сайтом и без

Однако есть и иной подход в планировании логистики, при котором транспортно-логистическая система понимается как единое целое, а оптимизируется весь комплекс логистических схем. Большая часть проектов «Морстройтехнологии» в области оптимизации логистики связаны именно с комплексной оптимизацией.

Одним из востребованных в последнее время направлений является оптимизация логистики при освоении труднодоступных месторождений.

  • Какие задачи решаются при оптимизации логистики?

Хотя конкретный набор задач определяется особенностями каждого проекта, можно выделить несколько базовых этапов при оптимизации логистики.

1. Определение целей и задач. Снижение транспортных затрат, конечно же, является приоритетной задачей для подавляющего большинства компаний. Тем не менее, надежность цепи поставок, возможность гибкой реакции на изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение гарантированного доступа к той или иной транспортной инфраструктуре могут также быть немаловажными факторами.

Поэтому, начиная работу над проектом оптимизации логистики, мы в первую очередь проводим интервью с руководством компании, людьми, обладающими ключевыми компетенциями в логистической деятельности предприятия, чтобы понять, какие ожидания есть от логистической стратегии, и предлагаем критерии оптимизации логистики, которые согласовываются компанией.

Также анализируются требования к логистике со стороны прочих подразделений компаний.

2. Анализ текущего состояния транспортной системы включает как анализ статистики и показателей работы всех элементов транспортного комплекса компании, так и обследование необходимых элементов инфраструктуры.

Внимание уделяется как внутренней (например, внутризаводской) транспортной инфраструктуре, так и внешней – морским и речным портам, автодорогам, пропускной способности железнодорожных станций и т.п.

Для этого наши специалисты выезжают на наиболее значимые объекты для обследования, привлекаются эксперты разного профиля.

3. Еще одна фаза оптимизации – моделирование грузопотоков.

Для каждого предприятия мы строим модель грузопотоков, в которой для каждой номенклатуры груза определяются все возможные корреспонденции (т.е.

направления поставок продукции с предприятия либо точки отгрузки поступающего сырья), альтернативные маршруты доставки, и по ним рассчитываются  обобщенные логистические затраты.

  • Эти затраты включают не только транспортные издержки, но и стоимость хранения, может быть учтена стоимость оборотных средств, «замороженных» при длинных сроках поставок.
  • Отдельно учитываются также существующие и перспективные ограничения по каналам поставок – например, ограниченная пропускная способность железнодорожных подходов или морских портовых терминалов.
  • Для анализа грузопотоков разработана модель на базе Excel, которая помогает автоматизировать эти расчеты.

4. Результирующая стадия – разработка плана мероприятий, которые включают в себя как решения по строительству или реконструкции транспортной инфраструктуры, так и организационные мероприятия.

Предлагаются технологические решения, оценивается стоимость строительства.

Принимаются решения об оптимальных транспортно-логистических каналах, определяется целесообразность приобретения активов (складов, портовых терминалов, оборудования, подвижного состава), определяются принципы взаимодействия споставщикам транспортных и логистических услуг.

  • Что получается в результате оптимизации логистики?

Результат оптимизации логистики зависит от конкретной ситуации предприятия и поставленных целей. Как правило, результатом является сокращение обобщенных транспортных затрат (т.е.

затрат, включающих не только все затраты на транспорт и хранение, но стоимостную оценку качественных характеристик цепочек поставок, таких, как сроки, риски срыва поставки, повреждения груза и т.п.

, а также стоимость содержания и строительства транспортной инфраструктуры).

Простая минимизация транспортных затрат может привести к высоким рискам и большим потерям. Более затратная инфраструктура может работать более надежно и регулярно. Это необходимо учитывать при постановке целей оптимизации и разработке соответствующих решений.

  • Как заказать проект по оптимизации логистики?

Оптимизация логистики приглашенной инжиниринговой компанией предполагает участие заказчика в определении целей работы, анализе ситуации и разработке плана мероприятий, поскольку никто не знает Вашу компанию изнутри так, как Вы.

Совместная работа начинается с составления технического задания. Поскольку эта задача не так однозначна и проста, мы предлагаем Вашему вниманию примеры технических заданий по некоторым выполненным нами проектам, а также информационный материал о том, как правильно составить техническое задание на оптимизацию логистики.

Ну а лучше всего – просто свяжитесь с нами. Мы поможем сформулировать, какие выгоды ваше предприятие сможет получить от оптимизации.

  • Сколько стоит оптимизация логистики?

Вопросы стоимости всегда волнуют практичные умы. К сожалению, мы не можем дать ответ на этот вопрос, не понимая особенностей каждой отдельной задачи, работы.

Ценообразование учитывает сложность работы и объем трудозатрат.

Проекты по оптимизации логистики, как правило, часто требуют детального обследования и технологического анализа существующей инфраструктуры и площадок потенциального строительства с выездом группы специалистов на объект. Кроме того, может потребоваться обработка большого массива первичных документов для получения данных о текущей ситуации и динамике развития.

Диапазоны стоимости услуг в зависимости от состава работ показаны в информационном материале «От чего зависит стоимость услуг?».

Морстройтехнологию отличает:

Источник: https://morproekt.ru/articles/materialy-po-tekhnologii/optimizatsiya-logistiki

Логистика — что такое простыми словами, виды, оптимизация, эффективность и принципы логистики

15.11.2017

17 сентября 2468 0 Как зарабатывать.ру 2468 0

Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о логистике. Это целая наука, требующая внимательного к себе отношения и глубокого изучения. Если грамотно к ней подойти, то можно рассчитывать на хорошую прибыль от производственной деятельности. Читайте подробную информацию в данной статье!

Содержание

Логистика простыми словами

Логистика – это совокупность мероприятий, направленных на поиск оптимальных путей поставки товаров (услуг), информации, материалов из какого-либо пункта в пункт назначения. Задача логистики на предприятии: поиск наиболее выгодных и экономически менее затратных путей потока материальных ресурсов.

Логистика схожа во многих аспектах с маркетингом и даже есть точки пересечения этих двух направлений. Основная черта, которая объединяет эти две науки – это их цель: повысить эффективность в бизнесе и как следствие увеличить доходы.

Логистика на предприятии имеет два направления:

  1. Доставка, перемещение услуг, материалов, информации, товаров, сырья из места производства (поставщиков) на конкретное предприятие.
  2. Перемещение готовой продукции или услуги до любого вида потребителей: розничных, оптовых.

Для организации логистики на предприятии важны оба направления. Каждое влияет на конечную цену товара, услуги, а значит и на объем продаж.

Система логистики предприятия состоит из следующих важных аспектов:

  1. Подбор поставщиков товаров, услуг или материалов, сырья,
  2. Подписание договора с поставщиками,
  3. Формирование совместных действий и отношений с таможенными органами и прочими государственными подразделениями,
  4. Организация процесса привоза готовой продукции и/или сырья, материалов на предприятие и из него,
  5. Подбор наиболее подходящей транспортной компании,
  6. Оценка, исследование и определение группы потенциальных покупателей,
  7. Заключение соглашений с покупателями.

На многих масштабных предприятиях статья расходов на перевозку, отгрузку товаров или сырья одна из самых крупных. Это лишний раз подтверждает всю важность логистики в деятельности предприятия.

Основные виды логистики

Логистический процесс огромен и чтобы его было легче понять и изучить, его разделили на виды. Основные рассмотрим ниже.

Логистика производства

Происходит непосредственно на каком-либо заводе или фирме и является частью технологического процесса. Логистика производственного предприятия управляет потоками денег, сырья, материалов и конечных продуктов, товаров. В результате деятельности специалистов в этой сфере производственные затраты оптимизируются. Именно это и есть цель производственной логистики.

Функции производственной логистики:

  • Анализ спроса на производимый товар, услугу, продукт,
  • Постоянное совершенствование графиков и планов работы всех подразделений производства,
  • Налаживание и улучшение взаимодействия отделов сбыта и снабжения с остальными отделами производства,
  • Наблюдение за процессами производства и внесение в него поправок, если это необходимо и направлено на увеличение прибыли.

Логистика запасов

Призвана управлять запасами готовой продукции, сырья, материалов. Логисты, занятые в этой сфере, следят за объемами всех запасов, делают соответствующие расчеты и оптимизируют эти запасы на производстве. При идеально налаженной логистике товары должны непрерывно выпускаться и реализовываться, но не залеживаться на складах.

Транспортная логистика

Самое популярное подразделение логистики. Основная задача транспортной логистики: определение оптимального маршрута поставки товаров от производства и доставка сырья до производства. Это особенно актуально, когда поставщики материалов и потребители товаров находятся в разных частях страны или материка. Сюда же относится грузовая логистика.

Информационная логистика

Руководит процессами потока информации, которая прилагается к материальным потокам. Определенные сведения и умение правильно с ними работать может оказать большое влияние на производственный процесс. Отрицательное влияние оказывает и игнорирование важной информации.

Подразумевается управление внешними потоками информации и внутренними, обработка этой информации и оформление нормативных документов для производственной деятельности.

Таможенная логистика

Как видно из названия, речь идет о регулировании пересечения грузов через таможенный контроль. Это направление логистики носит самый серьезный характер, ведь речь идет о международных отношениях и процессах.

Функции таможенной логистики:

  • Ведение таможенной документации,
  • Соблюдение всех правил таможенного контроля,

Источник: https://tradesmarter.ru/analitika/prs_logistika-chto-takoe-prostymi-slovami-vidy-optimizaciya-effektivnost-i-principy-logistiki_f286d.html

Оптимизация логистических процессов и бизнес-логистики

Выполнение логистических операций и процессов невозможно без централизованного управления, которое, в свою очередь, нуждается в регулярной оптимизации системы в соответствии с постоянно меняющимися условиями внешней среды, заданием или деятельностью самого предприятия.

Для осуществления оптимизации управления логистическими системами необходимо предусматривать взаимодействие:

  • проектирования логистических операций с заданием и проектированием деятельности предприятия;
  • логистических операций с другими операциями системы, которые осуществляются на предприятии;
  • логистических информационных технологий с информационным обеспечением системы всего предприятия;
  • информационных технологий, используемых в логистике с заказами и организациями-партнерами.

Осуществления контроля за ходом выполнения логистических бизнес-процессов

Основные задания оптимизации логистических процессов компании – контроль, оценка и уменьшение издержек товародвижения, которые включают:

  • транспортные расходы на перевозку товаров, осуществляемую различными видами транспорта (погрузчик);
  • транспортные затраты на погрузку у отправителей, выгрузку у получателей товара (с использованием погрузчиков), а также на возможные перевалки на пути следования товара;
  • стоимость хранения груза во время перевалки, его комплектации и подработки в пути;
  • транспортные затраты, которые связаны с заказом перевозки груза и его возможным непродуктивным хранением модулей в процессе доставки от отправителя к получателю (порча в месте хранения, хищения в месте хранения, потеря груза, нарушение комплектации и т. д)
  • расходы на формирование и содержание запасов товара у компаний-посредников;
  • «Дефицитные издержки», которые связаны с отсутствием тех или иных товаров в каких-либо звеньях сбытовой цепи, с недостатком умения управлять комплектацией, невозможностью выполнить заказ, а также с непредвиденными кризисными экономическими ситуациями;
  • стоимость маркировки единицы, упаковки и оформления сопутствующей документации;
  • издержки на страхование грузов, экспедиторские операции, административные операции, ледокольную проводку, грузовые сборы;

Осуществление контроля качества приёмки и разгрузки груза:

  • оценка аккуратности выполнения операций (например погрузки единицы товара с помощью погрузчика);
  • оценка допущенных в работе ошибок, оценка информации об их характере и типичности.

Осуществление контроля управления логистическими процессами:

  • оценка продуктивности ежедневной работы и выполнения заданий;
  • оценка навыков персонала по выявлению проблем и путей их устранения.

В качестве инструментов оптимизации логистических процессов на складах как правило используют: моделирование процессов, аудит, управление, реинжиниринг и стандартизацию бизнес-процессов склада, бережливые технологии, обучение и тренинги персонала, системы диспетчеризации складских помещений (информация о состоянии), сетевые графики, технологические карты (информация о модулях и техпроцессах), оперативное планирование работы.

Источник: http://bizprocess.by/optimizatsiya-logisticheskih-protsessov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector