Методика контроля трат: бюджет на 1 день — в чем ее эффективность

Бюджетирование и контроль затрат включают оценку затрат, согласование бюджета и управление фактическими и прогнозируемыми затратами по этому бюджету. Бюджет определяет уровень запланированных затрат, используемый в качестве базового уровня, по сравнению с которым можно затем отслеживать отклонения в фактических затратах и прогнозируемую прибыль.

Процесс составления бюджета в последнее время превратился из простого ежегодного процесса в комплексную оценку приоритетов и планов компании.

По мере повышения конкурентоспособности бизнеса, приоритеты и прогнозы становится трудно определить в установленные сроки.

Многие компании опираются на фиксированные решения: то есть, действуют в новом финансовом году на уровне финансирования прошлого года, до тех пор, пока разногласия внутри бюджетного комитета не будут устранены.

Поскольку бюджетирование в современной экономике всегда предполагает работу с «неидеальным» финансированием, приоритеты и компромиссы становятся частью процесса бюджетирования.

Наиболее важно то, что когда руководители предприятий разрабатывают свои финансовые планы, приоритетами, которые регулируют решения, должны являться не приоритеты департамента или центра финансовой ответственности (ЦФО), а компании в целом.

Руководители высшего звена обычно оценивают эффективность корпоративных инвестиций в основном с точки зрения рентабельности инвестиций и увеличения стоимости активов компании.

Например, необходимо выполнить ряд критически важных ремонтных работ, чтобы компенсировать ухудшающиеся условия на важном объекте. Это может привести к тому, что другие требующие ремонта, но менее важные объекты, останутся незавершенными.

Руководитель организации решает, следует ли отложить их ремонт, финансировать из резервного фонда (если таковой существует) или финансировать из другого бюджета.

Каждый менеджер, ответственный за бюджетирование затрат предприятия, должен изучить бюджетный процесс своей компании. Бюджетирование — это один из самых информативных показателей того, как компания работает, какую цель она преследует, и о том, какое направление она выбирает.

Контроль затрат

Контроль бюджета после его утверждения так же важен, как и процесс согласования. Если утвержденный бюджет не соблюдается, интенсивные усилия, затраченные на его разработку, теряются.

Контроль бюджета зависит от понимания трех ключевых пунктов:

  • факторы, которые можно контролировать;
  • вопросы доверия;
  • сравнение точных и своевременных данных о фактических затратах и с бюджетными прогнозами затрат.

Бюджет является одновременно и прогностическим инструментом, позволяющим компании планировать свою будущую деятельность, и инструментом отчетности, полезным для измерения эффективности работы корпоративных менеджеров по отношению к установленным в бюджете целям денежно-кредитной политики. Таким образом, чем точнее вы можете предсказать результат, тем больше ваши шансы на успех.

Вопросы доверия

Вопросы авторитетности руководителя ЦФО приобретают огромное значение, когда финансирование ограничено. К таким вопросам относятся:

  • Базовая способность достигать целевых показателей по затратам, включая услуги, коммунальные услуги, арендные расходы и другие расходы, которые, как известно, трудно контролировать.
  • Способность интерпретировать и прогнозировать поведение клиентов и потребности в текущих услугах и предстоящих проектах.
  • Чувствительность к факторам и событиям, которые могут повлиять на бюджет, такие как предстоящие пересмотры договорных условий, прогнозируемый дефицит необходимых материалов или реорганизация, которая создаст множество дополнительных затрат.

Сравнение фактических затрат с бюджетными прогнозами затрат

В конечном счете, бюджетный контроль означает отслеживание расходов по целевым показателям бюджета. Большая часть бюджетных неудач возникает из-за того, что расходы не отслеживаются заранее для осуществления какого-либо значимого контроля или принятия каких-либо корректирующих мер. Для отслеживания затрат важна следующая тактика.

Отчеты об отклонении фактических и бюджетных показателей должны подробно рассматриваться на ежемесячной основе.

Руководитель предприятия может выявить отклонения, идентифицируя, таким образом, проблему, и смягчая финансовые последствия.

Например, осуществляя бюджетирование затрат на персонал, бюджетирование любой другой статьи затрат, руководитель должен своевременно выявлять отклонения в бюджете и исправлять проблемы, чтобы сохранить целостность бюджета.

Чтобы сделать реалистичные сравнения, необходимо сохранять точные данные в форматах, соответствующих бюджету. Чтобы добиться реального бюджетирования затрат, компания зачастую должна создать свою собственную внутреннюю систему управленческого учета, т.к. бухгалтерского учета недостаточно для таких целей.

С этой целью, удобно применять наш специализированный продукт «WA:Финансист. Бюджетирование».

При бюджетировании затрат удобно воспользоваться документом «Бюджет», в котором ответственный по ЦФО может сделать предварительную оценку затрат.

При этом тип статьи затрат должен быть выбран как «Статья бюджетирования» (в отличие от бюджета движения денежных средств, в котором тип статьи должен быть соответственно «Статья ДДС»).

В программе предусмотрен процесс автоматического согласования, при котором документ «Бюджет» (либо любой другой документ системы или файл любого формата) пройдет процесс согласования в системе и, при необходимости, будет скорректирован. Кроме того, система при необходимости автоматически определяет, соответствует ли данный бюджет бюджету верхнего уровня.

Методика контроля трат: Бюджет на 1 день - в чем ее эффективностьМетодика контроля трат: Бюджет на 1 день - в чем ее эффективность

Пример документа «Бюджет» в системе «WA: Финансист. Бюджетирование».

Фактические данные по бюджету могут автоматически загружаться из внешней учетной системы, либо непосредственно вноситься в программу «Финансист» с помощью специальных документов «Учет фактических данных по бюджету».

С помощью различных отчетов удобно проводить сравнение пaлановых и фактических показателей и рассчитывать отклонения. Расчет экономической эффективности бюджета проекта можно осуществлять при помощи инструмента «Произвольный отчет», в котором пользователь, предварительно настроив отчет, может рассчитать любые показатели эффективности.

Таким образом, бюджетирование и контроль затрат — это сложная задача.

Из всех стратегических мероприятий, которые выполняются сотрудниками, бюджетирование часто является тем, которое требует наибольшего ежедневного внимания.

Понимание процесса составления бюджета имеет решающее значение. Фактически, бюджетирование затрат оказывает непосредственное, очевидное и ощутимое влияние на выживание компании.

Источник: https://www.1CashFlow.ru/byudzhetirovanie-zatrat

Методика контроля трат «Бюджет на 1 день» — суть метода, его эффективность + таблица учета личного бюджета

Методика контроля трат: Бюджет на 1 день - в чем ее эффективность

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим про методику контроля своих трат — бюджет на 1 день.

Личный бюджет — штука сложная. Иногда бывает тяжело разобраться с тем, как надо тратить, чтобы хватало на все, а не только на один день шикарной жизни. В этой статье я попробую дать ответ на вопрос «как избежать лишних трат?». Мы обсудим суть методики, узнаем, для кого она подойдет и как её применять в реальной жизни.

Метод предельно прост: у вас есть месячный бюджет. Вам нужно определить постоянные обязательные затраты и ваши хотелки (то, на что собираетесь тратить деньги в течение месяца).

Метод прост и надежен. Вам требуется только заранее понять, на что вы хотите потратить деньги: на одежду, обувь, технику, накопления — и вычесть эту долю из месячного бюджета.

В бюджет на 1 день можно включать еду, развлечения, небольшие покупки.

Почему он эффективен

Главная эффективность метода в том, что он не оставляет лишней свободы. Если вы формируете месячный бюджет, у вас может возникнуть желание потратить половину суммы за один день, а потом все оставшееся время «ну, перебьемся».

Каждый день у вас есть четкий лимит. Превысили его — не тратите на следующий день. Что-то осталось — позволите себе завтра какие-то покупки.

Методика идеально подходит для людей, которые не умеют тратить. У меня много таких знакомых, да и сам я страдаю подобным. Когда ты думаешь, что у тебя прямо сейчас много денег, их надо на что-то потратить, а дальше уже как-нибудь проживем. Это в корне неправильный подход, следуя которому в один момент вы просто-напросто останетесь без денег.

Расскажу о себе. Я могу потратить все деньги за 1 — 2 дня, а потом еще неделю сидеть и ждать очередного перечисления. Каждый раз я обещаю себе «нет, это был последний раз, когда я промотал все деньги за два дня, и больше такого не повторится». Но это повторяется раз за разом.

Перейдя на такую методику, я могу лучше контролировать свои внутридневные траты. Я не выхожу из дома с суммой больше, чем могу потратить. Все остальные деньги, на случай форс-мажора, лежат на карте, но я стараюсь к ним не прикасаться. Планирование личного бюджета подобным образом дает понять: вы можете потратить N денег сегодня, но завтра к кошельку нельзя прикасаться.

Рекомендуем прочитать: Как составить личный финансовый план: почему это необходимо и как избежать ошибок при реализации плана.

В сочетании с какими методиками будет более эффективен

Бюджет на 1 день позволяет контролировать свои траты в течение одного дня. Но мы не можем:

  • за 1 день купить что-то крупное;
  • заранее знать, вдруг что-то понадобится.

Именно поэтому лучше всего использовать этот метод как своеобразный ограничитель трат внутри одного дня. Для средних покупок с зарплаты лучше использовать «месячный бюджет». Когда мы заранее определяем, на что можем потратиться в течение месяца.

К средним покупкам можно отнести одежду, обувь, бытовую технику, телефоны и т. д. Все, на что хватит вашей зарплаты.

Для более крупных покупок без кредитов можно делать отправные точки на 3 месяца, квартал, полгода, год. В зависимости от того, сколько вы будете копить на определенную покупку и насколько сильно она вам нужна.

Подводим итог: бюджет на день дает нам сумму на повседневные нужды. Бюджет на месяц — средние покупки. Больший срок — какое-то крупное вложение финансов. Долгосрочная перспектива — накопления.

Читайте также:  Мотивационный менеджмент - что это, формула, стили и основы

Таблица Excel для контроля трат

Учет личного бюджета лучше всего вести в простенькой таблице Excel. Я для вас подготовил её.

Скачать таблицу контроля трат

Вы можете подстраивать методику под себя. Главное, что нужно понять:

У вас есть два вида трат, которые не включаются в бюджет. Это обязательные затраты вроде коммунальных платежей, кредитов, платы за квартиру и т. д. И запланированные покупки вроде ноутбука, компьютера или нового телефона.

Можете добавлять в постоянные издержки новые пункты:

  • Абонемент в спортзал.
  • Платежи за интернет.
  • Отчисления на инвестиции.
  • Подарки.

Заключение

Бюджет на день — это один из методов контроля финансов. С ним вы научитесь грамотно тратить деньги, использовать средства для накоплений и покупок, а также поймете, сколько можете позволить себе каждый день. Если грамотно следовать плану, у вас даже будут оставаться деньги для спонтанных покупок и мелких радостей.

Источник: http://IDeiforbiz.ru/metodika-kontrolia-trat-budjet-na-1-den-syt-metoda-ego-effektivnost-tablica-ycheta-lichnogo-budjeta.html

Оценка эффективности бюджетных расходов на реализацию долгосрочных целевых программ: теоретико-методологический аспект

Бюджет, как инструмент воздействия на развитие экономики и социальной сферы, играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Он выступает ускорителем, являясь необходимым экономическим механизмом и источником финансового обеспечения ускоренного развития приоритетных направлений и отраслей промышленности.

Посредством распределения расходов бюджета происходит концентрация финансовых ресурсов на решении таких задач как: финансирование образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, финансовое обеспечение социальных обязательств государства.

В свою очередь граждане, выступая как налогоплательщики и конечные потребители государственных услуг, должны быть уверены в эффективном и прозрачном использовании денежных средств, передаваемых государству. Отсюда возникает объективная необходимость проведения оценки эффективности их расходования.

Современный этап развития бюджетной системы Российской Федерации характеризуется переходом от модели бюджетного планирования «управление затратами» к модели «управление результатами», целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов посредством внедрения системы программно-целевого бюджетирования.

Данный метод позволяет не просто исходить из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых результатов деятельности администраторов бюджетных средств, но и осуществлять мониторинг и контроль достижения намеченных конечных целей. Вместе с тем, метод программно-целевого бюджетирования служит гарантом обеспечения устойчивого развития территориальных систем.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ для достижения целей долгосрочной социально-экономической политики государства и обеспечения общественного контроля региональные бюджеты с 2014 г. предполагается представлять в соответствии с программно-целевым методом. Данный факт еще раз подтверждает значимость целевых программ.

В Вологодской области накоплен значительный опыт применения программно-целевых методов планирования и управления социально-экономическим развитием региона.

Долгосрочные целевые программы (ДЦП) призваны стать одним из важнейших механизмов реализации Стратегии социально-экономического развития Вологодской области.

Доля расходов на целевые программы в бюджете региона за последние пять лет незначительно возросла (рис. 1).

Методика контроля трат: Бюджет на 1 день - в чем ее эффективность

За 2008-2012 гг. увеличилось и количество одновременно реализуемых долгосрочных целевых программ, и по данным на 2012 год оно достигло 58 единиц.

Согласно проекту закона об областном бюджете на2013 г. и плановый период 2014-2015 гг., в2013 г. предусмотрено финансирование 25 ДЦП и 6 государственных программ (ГП) на общую сумму 15,9 млрд. руб., что составляет более 42% всех расходов бюджета. К 2015 году с принятием еще 9 ГП доля программных расходов в бюджете Вологодской области должна увеличиться до 90%.

Проблема оценки эффективности реализации целевых программ нередко обсуждается отдельными авторами, однако по сей день данная тематика остается недостаточно разработанной.

Применяемые в настоящее время методы оценки результативности и эффективности целевых программ являются формальными и не дают ясного представления о реальном вкладе программ в социально-экономическое развитие региона.

Во многом это обусловлено тем, что в целевых программах отсутствует система четких и адекватных показателей для измерения результатов реализации программ, позволяющая осуществлять мониторинг степени достижения поставленных целей и запланированных результатов в ходе выполнения программных мероприятий и оценку эффективности их реализации.

Недостатки теоретико-методологической базы для формирования современного механизма повышения эффективности программно-целевого метода бюджетирования создают предпосылки для решения задач в области повышения его эффективности, что и определяет актуальность данной работы.

С задачей формирования комплексной системы оценки эффективности расходов бюджета сталкиваются органы управления территорий по всему миру.

Наиболее часто это связано с риском разбалансированности бюджетных систем, выражающимся в возникновении тенденции роста расходных обязательств органов управления при снижении доходных возможностей по их ресурсному обеспечению.

В подобных ситуациях использование комплексной оценки позволяет выявлять наименее эффективные направления государственных расходов, а также возможный потенциал по повышению их эффективности .

В экономической литературе понятие «эффективность» рассматривается в качестве определения степени достижения некоторой цели, реализации потенциальной возможности, выполнения задачи. Данный термин также употребляется в значении полезность, оптимальность.

В общем смысле эффективность – это количественная характеристика некоторой системы (технической, экономической, социально-экономической, социальной, институциональной, экологической и др.), определяющая качество ее функционирования.

Применительно к социально-экономической системе эффективность означает получение, прежде всего, социального эффекта в результате затраченных ресурсов.

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30882

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения местного бюджета.

Одним из важнейших принципов функционирования бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности пользования бюджетных средств.

Особую актуальность он приобретает в настоящее время, когда на практике происходит расширение самостоятельности бюджетов муниципальных образований, повышение их роли в решении социально — экономических задач регионов, модернизации и реструктуризации экономики, обеспечении достаточного уровня жизни людей.

В настоящее время рост расходных полномочий на местном уровне не обеспечивается соответствующим увеличением источников финансирования; актуализируется задача повышения эффективности управления их доходами и расходами.

Как показывает практика, лучших результатов добиваются те муниципальные образования, где администрации удается обеспечить единство финансовой, промышленной и социальной политики, выбрать оптимальные методы повышения эффективности управления собственностью и финансами, организовать взаимодействие с предпринимателями и другими активными слоями населения для повышения качества жизни населения.

Каждый регион, каждое муниципальное образование по-своему уникально. Различны возможные масштабы преобразований, имеющиеся ресурсы и ключевые сферы экономики.

При оценке степени эффективности управления муниципальными финансами и собственностью необходимо исходить из целей и задач, стоящих перед органами местного самоуправления.

Поскольку основной целью деятельности органов управления муниципальными образованиями является удовлетворение коллективных интересов населения, проживающего на данной территории, и обеспечение его основных, жизненных потребностей, нельзя прямо использовать обычные рыночные оценки (доходность, прибыльность и т. д.).

В данном случае необходимо, прежде всего, ответить на вопросы, насколько в результате реализации принятых управленческих решений возросло качество жизни населения, насколько динамично развивается муниципальное образование.

Как показывает практика, наиболее эффективны те управленческие решения муниципальных руководителей, при разработке и обосновании которых они осуществляются с трех точек зрения. Они должны отражать, прежде всего:

  •  размеры получаемого дохода;
  •  возможность получения общественной пользы (например — снижение детской преступности в результате строительства сети детских клубов, рост продолжительности жизни при улучшении финансирования системы здравоохранения);  рациональную экономию бюджетных средств.

Динамика изменения качества жизни населения является одним из индикаторов эффективности управления территорией. Вопрос определения адекватных индикаторов качества жизни, отражающих социальное развитие территории, является крайне важным. Индикативные показатели призваны не столько объективно отражать развитие системы, сколько определять вектор воздействия на нее.

В основу оценки эффективности муниципальных финансов предлагается взять методику оценки, предполагающую использование матричного подхода к оценке эффективности социально-экономического развития территорий через рассмотрение интегральных показателей качества жизни как индикаторов целей развития муниципального и приведенных показателей бюджетных расходов как индикаторов средств, расходуемых для достижения этих показателей.

Данная методика позволяет использовать графическое представление в двумерной системе координат, по оси абсцисс в данном случае предлагается откладывать приведенный показатель расходов бюджета территории на душу населения, по оси ординат — интегральную оценку качества жизни населения территории, отражающую социальное развитие. При этом угол, образующийся между продолжением линии вектора и осью абсцисс, является аналитически значимым.

Тангенс данного угла показывает баланс между динамикой вложенных средств на развитие того или иного направления экономической деятельности и динамикой отдачи от этих вложений, то есть социального развития данного направления. В таблице 1 приведены значения углов, их тангенсов и соответствующие им экономические оценки эффективности бюджетной политики.

Таблица 1

Эффективность бюджетной политики по тангенсу угла

Угол α, в градусах tg α Расходы бюджета Социальное развитие Экономическое содержание
[0;45); [180;225) [0;1) ↑; ↓* ↑; ↓ Изменения в расходах больше, чем в социальном развитии; изменения однонаправлены
(45;90); (225;270) (1;∞) ↑; ↓ ↑; ↓ Изменения в социальном развитии больше, чем в расходах; изменения однонаправлены
(90;135); (270;315) (-∞;-1) ↓; ↑ ↑; ↓ Изменения в социальном развитии больше, чем в расходах; изменения разнонаправлены
(135;180]; (315;360] (-1;0] ↓; ↑ ↑; ↓ Изменения в расходах больше, чем в социальном развитии; изменения разнонаправлены
45; 225 1 ↑; ↓ ↑; ↓ Изменения сбалансированы и однонаправлены
135; 315 -1 ↓; ↑ ↑; ↓ Изменения сбалансированы, но разнонаправлены
0; 180; 360 ↑; ↓; ↑ const Расходы изменяются, социальное развитие остается без изменении
  1. *Примечание: — расходы бюджета/интегральный показатель социального развития возросли; ↓ — расходы бюджета/интегральный показатель социального развития снизились; const — постоянная величина.
  2. В соответствии с указанным подходом для оценки влияния расходов бюджета на социальное развитие целесообразно на первом этапе проанализировать показатели качества жизни населения по следующим направлениям:
  3. Уровень жизни
  4. Уровень развития физкультуры и спорта
  5. Качество образования
  6. Уровень развития культурной сферы
  7. Состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства
Читайте также:  Франшиза "Баскин Роббинс" - сеть кафе-мороженого

Интегральный показатель качества жизни

На втором этапе необходимо проанализировать показатели расходов бюджетов муниципального образования. Для этого необходимо рассчитать абсолютные показатели расходов бюджета на душу населения за соответствующие периоды, а затем преобразовать их в относительные показатели:

  • Общегосударственные вопросы
  •  Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
  •  Национальная экономика
  •  Жилищно-коммунальное хозяйство
  • Образование
  • Культура, кинематография и средства массовой информации
  • Здравоохранение, физическая культура и спорт
  • Социальная политика
  •  Всего расходов

Помимо анализа влияния общей величины расходов бюджета на интегральный показатель качества жизни населения возможно проанализировать влияние отдельных направлений бюджетных расходов на социальное развитие этих направлений. Целесообразно проведение анализа по следующим направлениям:

  1.  здравоохранение;
  2.  физкультура и спорт;
  3.  образование;
  4.  культура;
  5.  жилищно-коммунальное хозяйство.

Источник: https://moluch.ru/archive/89/17735/

Ведение бюджетных средств

Сейчас такие вопросы являются актуальными для промышленного ово развитых государств касается стран с переходной экономикой, то проблемы оптимального расходования бюджетных средств достаточно острыми. Ведь бюджетный процесс осуществляется в таких ситуациях в сложных условиях. Решение вопросов обеспечения эффективного использования бюджетных ресурсов требует определения основных принципов анализа их расходования.

Под эффективностью понимают получения максимального эффекта от проведения определенных операций.

Но если в предпринимательской деятельности понятие эффективности отражается в таких показателях, как чистый прибыть ок, рентабельность, прибыль на акцию, то для анализа государственного бюджета используют другие подходы.

Прежде всего необходимо определить, соответствует ли расходования средств поставленным задачам. Вместе с тем, в рассчитывают соотношение между затратами и полученными результатами. Важным фактором является и сроки предоставления услуг и приобретение товаров, осуществляются за счет бюджету.

При проведении анализа эффективности расходования бюджетных средств используют такие показатели, как:

  • 1) соответствие расходования средств поставленным целям и задачам;
  • 2) уровень удовлетворения потребностей общества в процессе расходования средств бюджета;
  • 3) оптимизация (достижение рациональных объемов) расходования средств с целью решения поставленных задач;
  • 4) обеспечение очередности расходования средств по определенным направлениям;
  • 5) соответствие фактической стоимости товаров и услуг, приобретенных за бюджетные средства, справедливой стоимости;
  • б) соблюдение сроков оплаты продукции (товаров, услуг), приобретаемых за бюджетные средства

Достижение финансовой эффективности рассматривают в экономической теории как получение максимального эффекта в условиях расходования определенного объема средств. А эффект отражается в приведенных выше показателях. В таком случае для проведения анализа эффективности расходования средств бюджета нужно определить каждый из показателей, которые можно сгруппировать в такие разделы:

  1.  степень удовлетворения потребностей общества, которого предусмотрено достичь в процессе расходования средств;
  2. предопределение соотношения между достигнутыми результатами и объемами расходов;
  3.  учет фактора времени в процессе использования бюджетных средств

степень удовлетворения потребностей общества в связи с реализацией бюджетных программ определяют, сравнивая достигнутые результаты с запланированными целями. Если средства бюджета расходуются согласно утвержденным рдженого сметы, тогда есть согласованность между целью и результатами использования ресурсов.

Но в определенных случаях, учитывая динамику развития страны в условиях перехода к рыночной экономике, целесообразно. ВВИ йснюваты корректировки этого процесса. Использование средств с целью финансирования расходов, непосредственно не связанных со сметой, не всегда следует рассматривать как не целевое их расходование. Ведь при этом мы м ожемо также достичь определенного эффекта.

Но такие коррективы целесообразно заблаговременно вносить в соответствующие сметерисів.

Поэтому с точки зрения удовлетворения потребностей общества неэффективное использование бюджетных средств сводится к таких расходов, которые являются необязательными и не отвечают сметы. Это лишь один из аспектов анализа в эффективности расходования бюджетных средствв.

Определение эффекта предполагает рассмотрение соотношения между достигнутыми результатами и затратами. Ведь предоставление тех или иных услуг населению возможно с большими или меньшими объемами расходов.

В случаях, когда товары или услуги оплачиваются по завышенным ценам, то ресурсы тратятся чрезмерно.

И даже при удовлетворения потребностей населения (по качеству и количеству товаров и услуг) в таких ситуациях потрачу ния бюджетных средств нельзя рассматривать как эффективное.

Учет фактора времени предполагает, что запланированные расходы должны осуществляться в установленные сроки. В случае, если предусмотренные сметой выплаты, предоставление услуг или приобретение товаров проводятся с время ушенням принятых сроков, расходования бюджетных ресурсов также считают неэффективным.

В таком случае удовлетворения нужд населения осуществляется с нарушениями, что снижает качество государственных программ. Так, вер в государственные служащие получают заработную плату с задержкой в ??несколько месяцев, это ухудшает их жизненный уровень. Получение предусмотренных выплат в будущие периоды не-всегда может полностью компенсировать попередни расходы.

К неэффективного использования бюджетных средств также можно отнести приобретение товарно-материальных ценностей в объеме, превышающем потребности, покупку морально устаревших ценностей, оплату продовольственным их товаров с просроченными сроками использования и др.

нецелесообразным является оплата товаров и услуг в условиях долгосрочной дебиторской задолженности. Нельзя считать эффективными операции по оплате расходов в при наличии задолженности по защищенным статьям бюджета.

Неэффективными будут расходы, которые применяются с целью удержания средств, которые не используются или из которых получают отдачу лишь частичной вово.

Расчет объемов потерь от неэффективного расходования бюджетных средств предусматривает определение суммы нецелевого использования ресурсов. Это расходования средств, не предусмотренных сметой.

В случаях, когда эти ильове направление бюджетных ресурсов является взвешенным, но есть разница между ценами приобретения товаров (работ, услуг) и их справедливой стоимости можно сделать вывод о том, что средства использованы неефе руктивных отрицательным в системе оценивания считают и стоимость товаров, приобретенных за счет средств бюджета, не могут быть применены по своему назначению в установленные сроки. Объемы потерь от инфляции, связанных с погашением дебиторской задолженности, также уменьшают эффективность расходования бюджетных средств. Требуют учета также сумма финансовых санкций, уплаченных на сумму кредиторской задолженности, стоимость капиталовложений, использование которых прекращено, расходы в суммах меньше минимальной потребности для выполнения предусмотренных программ, вследствие чего они не обеспечены необходимым и услугами.

Указанные подходы к определению эффективности расходования бюджетных средств требуют конкретизации и внедрение в практику. Они используются в процессе проведения углубленного анализа. Полученные ре.

Результатом становятся основой для определения мер, направленных на сокращение неэффективных расходов и повышения эффективности использования бюджетных средств в целом. Употребление таких мероприятий является одной из важливих задач государственных органов управления и контроля за расходованием и использованием бюджетных средств.

Источник: http://uchebnikirus.com/finansu/kurs_finansiv_-_kudryashov_vp/kriteriyi_efektivnosti_vitrachannya_byudzhetnih_koshtiv.htm

Исследование бизнес-процессов контроля бюджетов

Одной из важнейших превентивных функций является контроль, поскольку предварительно позволяет предупредить нежелательные отклонения, защитить организацию от неблагоприятных последствий тех или иных действий, исключить возможные потери и затраты на приведение объекта контроля в требуемое состояние.

Одним из вариантов реализации превентивной функции внутрихозяйственного контроля оборотных активов (далее — ВК ОА) является применение ряда контрольных процедур до начала производственного цикла на этапе планирования.

Эффективно организованная система планирования позволяет объективно оценить деятельность организации и направить ее в нужное русло. Планирование приводит к тому, что деятельность хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений становится «прозрачной».

Именно это в большинстве случаев является определяющим фактором при оценке его важности.

Значимый инструмент реализации стратегии и тактики компании — процесс бюджетирования.

В отношении оборотных активов под ним принято понимать процесс поэлементного определения величины оборотных активов на перспективу с учетом особенностей функционирования хозяйствующего субъекта в ближайшем будущем, его стратегии и тактики, деятельности структурных подразделений, прочих внутренних и внешних условий.

Бюджетирование позволяет:

  • прогнозировать результаты, которых достигнет организация в случае принятия того или иного управленческого решения, проблемные участки использования оборотных активов до начала производства;
  • выявлять отклонения по итогам хозяйственной деятельности, их факторы;
  • разрабатывать эффективные управленческие решения.

Процесс бюджетирования оборотных активов является одним из модулей системы бюджетирования деятельности хозяйствующего субъекта, однако он носит несистематизированный характер и представлен различными блоками разрозненно. На рис. 1 представлена традиционная система бюджетирования деятельности хозяйствующего субъекта.

В экономической литературе не уделяется значительного внимания структуре этого бизнес-процесса. С целью устранения данного недостатка на рис. 2 представлен детальный бюджет оборотных активов во взаимосвязи с его традиционными видами, включающий два блока:

  • блок 1: бюджет финансирования оборотных активов — обоснование источников формирования оборотных активов, что повышает его аналитичность и позволяет исследовать наличие различных источников финансирования, изменение их величины, влияние на оборотные активы и степень их покрытия собственными и заемными средствами;
  • блок 2: бюджет использования оборотных активов — количественное выражение планов хозяйствующего субъекта относительно выбранных направлений и эффективности использования оборотных активов, в том числе их отдельных элементов.
Читайте также:  Отчетность ИП на УСН без работников в 2019 году

Необходимо отметить тесную взаимосвязь процесса бюджетирования и системы ВК ОА. Эффективно организованный предварительный контроль позволяет составить бюджет использования оборотных активов, максимально приближенный к фактическим условиям хозяйствования, что снижает вероятность наступления непредвиденных отклонений.

В свою очередь, правильно составленный бюджет оборотных активов значительно облегчает работу субъектов внутрихозяйственного контроля, повышает их производительность.

Бюджетирование позволяет определить на перспективу не только количественные, но и качественные показатели использования оборотных активов, изменение финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Экономист-аналитик должен четко представлять организационно-функциональную структуру хозяйствующего субъекта, из которой явно прослеживается подчиненность структурных подразделений, их функциональные обязанности и в соответствии с этим — круг лиц, ответственных за исполнение отдельных бюджетов.

Впоследствии это значительно упрощает контроль исполнения бюджетов, определение факторов, влияющих на исполнение того или иного бюджета, а также конкретных исполнителей. Поэтому для контроля обоснованности статей бюджета необходимо определить прежде всего лиц, ответственных за их выполнение. Это позволит:

  • усилить эффективность контрольных процедур;
  • выявить лиц, виновных в нарушении;
  • сократить время, необходимое для поиска факторов (виновников), негативно повлиявших на исполнение бюджета.

С целью обоснованности статей бюджета при его заполнении необходимо учитывать:

  • производственные возможности каждого исполнителя;
  • производственную мощность хозяйствующего субъекта;
  • производительность хозяйствующего субъекта;
  • особенности функционирования;
  • прочее.

Помимо определения ответственности исполнителей бюджетов применения оборотных активов важным моментом является доведение бюджетов до субъектов соответствующих уровней.

Данная процедура должна происходить до утверждения бюджетов, поскольку это позволяет изменить некоторые из запланированных величин в соответствии с обоснованными объяснениями исполнителей.

Процедура должна осуществляться от руководителей высшего звена к низшему. В этом и заключается результативность выполнения бюджетов.

Грамотно составленный бюджет позволяет опытному аналитику выявить проблемные участки в деятельности организации до начала производственного цикла.

Если бюджет составляется в организации впервые, то необходимо принимать во внимание все показатели деятельности хозяйствующего субъекта и тщательно их контролировать (планировать).

В случае заполнения бюджета не в первый раз необходимо учесть те показатели, которые не были исполнены по данным бюджетов прошлых периодов, отклонения по которым существенны, а также факторы, повлиявшие на это.

Контрольная функция бюджетирования проявляется только на этапе сравнения фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности организации с данными, представленными в бюджетах.

С целью контроля обоснованности статей бюджета необходимо воспользоваться данными прошлых бюджетов и величиной отклонений от запланированных в них показателей.

Для оценки эффективности обоснования отдельных показателей бюджета необходимо рассчитать темп их прироста (Тприр) и использовать его для обоснованности статей бюджета:

Следует отметить, что в организации могут устанавливаться свои параметры отклонений по конкретным показателям, что может объясняться особенностями ее функционирования.

При вычислении темпа прироста бюджета необходимо разграничивать те из них, для которых благоприятным является положительное отклонение от плана (оборачиваемость в оборотах, рентабельность) и отрицательное отклонение от плана (оборачиваемость в днях оборота, величина лишних запасов). Данные показатели определяются с помощью:

  • общепринятых подходов;
  • профессионального суждения;
  • опыта аналитика.

Если анализируются показатели, величина которых должна возрастать, то приближение коэффициента к нулю или его отрицательное значение считается неблагоприятным и свидетельствует о необходимости разработки контрольных процедур, направленных на изучение процессов достижения данного показателя. Обратная ситуация имеет место, если величина анализируемого показателя, по которому рассчитывается коэффициент выполнения, должна снижаться. В случае неблагоприятного изменения коэффициента следует обратить внимание на конкретный участок выполнения бюджета и исследовать его как проблемный. Если в деятельности хозяйствующего субъекта используется автоматизированная система бюджетирования, то данный коэффициент должен рассчитываться по всем показателям бюджета. Программа может сама определять наиболее существенные отклонения.

В данном случае следует использовать методику оценки уровня существенности отклонений, применение которой позволяет аналитику более детально изучать отдельные показатели и принимать правильные управленческие решения.

Разработанные нами интервалы варьирования значений коэффициента обоснованности бюджета носят рекомендательный характер и могут быть изменены хозяйствующим субъектом в соответствии с условиями его деятельности, объектом исследования и конкретным показателем:

  • до 0,05 включительно (по модулю): отклонение считается несущественным. Аналитик может не уделять значительного внимания детальному исследованию данного показателя;
  • 0,05–0,5 включительно (по модулю): следует обратить внимание на изучаемый показатель, более детально его изучить, провести прогнозирование величины, определить последствия ее наступления для организации;
  • > 0,5 (по модулю): необходимо обратить внимание на изучаемый показатель, выяснить степень его значимости для организации, более детально исследовать, выявить составляющие элементы и факторы, повлиявшие на изменение их величины.

Апробация данного показателя осуществляется на примере данных ООО «Альфа» (см. таблицу).

Применение коэффициента обоснованности бюджета ООО «Альфа»
Показатель Плановая величина показателя, тыс. руб. Фактическая величина показателя, тыс. руб. Абсолютное отклонение, тыс. руб. Темп роста, % Темп прироста (коэффициент обоснованности), коэф.
Запасы 60 840 65 341 +4501 107,4 0,074
Дебиторская задолженность 21 085 169 050 19 877 175 090 –1208 +6040 94,3 103,6 –0,057 0,036
Денежные активы
Итого оборотные активы 250 975 260 308 +9333 103,7 0,037

Из табл.

1 следует, что в целом процесс бюджетирования в организации развит достаточно успешно, поскольку абсолютное значение темпа прироста по всем элементам оборотных активов не превышает 0,1, что свидетельствует о несущественном отклонении.

Необходимо обратить внимание на показатели, коэффициент обоснованности которых превышает допустимый уровень существенности (до 0,5 включительно), то есть на величину запасов и методику ее планирования.

На основе полученных сведений контрольно-аналитическими службами хозяйствующего субъекта производится корректировка показателей бюджета, принимаются оперативные меры по устранению выявленных отклонений. Эффективность данного механизма проявляется при непрерывности процессов выявления отклонений, их анализа, реагирования и корректировки плановых показателей.

С целью проведения углубленного и эффективного ВК ОА рекомендуются следующие формы сличительной отчетности:

  • сличительная ведомость показателей бюджета готовой продукции;
  • сличительная ведомость показателей бюджета закупок запасов (сырья и материалов);
  • сличительная ведомость соблюдения норм расхода запасов на производство конкретной продукции;
  • сличительная ведомость движения дебиторской задолженности;
  • прочие.

Следует отметить особенность их заполнения: фактические данные должны заполняться не исполнителем бюджета, а лицом, контролирующим его деятельность. Отчетность должна представляться вышестоящим исполнителям в соответствии с организационной структурой хозяйствующего субъекта (ни одно структурное подразделение не должно быть пропущено).

Регулярное заполнение подобных форм позволяет эпизодически отслеживать возникающие отклонения, их факторы и оперативно реагировать на них. Их использование позволяет повысить контролируемость процессов использования оборотных активов.

Руководство организации может изменить периодичность заполнения тех или иных форм внутренней отчетности в зависимости от условий функционирования хозяйствующего субъекта.

Важным моментом при этом является система поощрений (наказаний) за исполнение бюджета, поскольку лица, ответственные за это, будут стремиться отразить в данной отчетности показатели, максимально приближенные к плановым, что приведет к искажению информации и невозможности определения виновников (причин) отклонений.

Этого можно достичь в случае, если исполнители не будут владеть плановой информацией и будут регистрировать только фактические данные. Необходимо организовать систему внутрихозяйственного контроля оборотных активов таким образом, чтобы работник стремился сам урегулировать узкие места (должна быть заинтересованность работников в честной информации).

Также необходимо присутствие внутреннего контроля качества. Руководитель всегда должен иметь возможность удостовериться в том, что исполнитель правильно понял то, что от него требуется.

Данная работа проводится в рамках каждого субъекта внутрихозяйственного контроля. Результатом является Сводная ведомость, характеризующая исполнение бюджета использования оборотных активов, по итогам которой оценивается принятая хозяйствующим субъектом организационная схема обоснования целесообразности и принятия решения по отдельным направлениям их использования.

Следует отметить, что одним из направлений совершенствования системы ВК ОА является создание базы нарушений с указанием наиболее часто встречаемых факторов отклонений (виновников), принимаемых решений, их периодичности и результативности. Данные системы могут применяться лишь в случае наличия доказательств причастности конкретного исполнителя к конкретным достижениям (нарушениям).

Заключение

Особенности бюджетирования оборотных активов позволяют разработать соответствующую систему контрольных процедур, направленную на подтверждение и контроль обоснованности статей бюджета.

Это повышает «прозрачность» деятельности организации и приводит к укреплению ее финансового состояния. Необходимо отметить.

что отсутствие на сегодняшний день каких-либо регламентированных указаний относительно бюджетирования оборотных активов свидетельствует об недостатке научных разработок в данной области и нерешенности связанных с этим проблем.

Одной из важнейших проблем планирования является неимение возможностей и желания каждой организации заниматься планированием, поскольку оно требует определенных затрат времени и средств, структуризации деятельности хозяйствующего субъекта и связанной с этим организации (документооборот, распределение функциональных обязанностей и т. д.). Однако, применяя внутрихозяйственной контроль в части обоснования бюджета использования оборотных активов, хозяйствующий субъект повышает аналитичность процедур, связанных с эффективной организацией процессов их использования.

Источник: https://www.profiz.ru/peo/7_2013/control_of_budgets/

Ссылка на основную публикацию