Альтернативная стоимость производства, товара, ресурсов и затрат

Количество производственных ресурсов
ограничено, что приводит к не­возможности одновременного удовлетворения всех
потребностей человека и общества. Знание экономических закономерностей помогает
распре­делить производственные ресурсы таким образом, чтобы добиться мак­симального
результата, то есть наиболее полного удовлетворения потреб­ностей.

  • Проблема
    выбора
    : вследствие
    ограниченности производственных ресур­сов, в сравнении с масштабами потребностей
    человека и общества, всегда необходимо выбирать, на что использовать эти
    ресурсы.
  • Альтернативная
    стоимость
    — это
    стоимость наиболее приоритетного блага, от которого приходится отказываться,
    чтобы получить определен­ное количество выбранного блага.
  • Производственные
    возможности
    — это
    возможности общества произво­дить экономические блага при условии полного и
    эффективного использо­вания имеющихся ресурсов.
  • Закон
    увеличения альтернативной стоимости
    :
    с увеличением произ­водства одного из товаров при полной занятости ресурсов
    альтернативная стоимость каждой последующей единицы данного товара возрастает.
Эффективное использование ресурсов предусматривает
полную занятость ресурсов, то есть использование в производстве всех при­годных для этого ресурсов. Пригодность ресурсов определяется общественными и законодательными нормами полный объем производства, то есть использование ресурсов общества в такой комбинации, которая позволяет достичь наи­лучшего результата

Кривая
производственных возможностей (КПВ)

Альтернативная стоимость производства, товара, ресурсов и затрат Кривая производственных воз­можностей — это совокупность точек, координаты которых озна­чают возможные комбинации выпуска продукции (наборы) из имеющихся ресурсов. Это точки полной занятости ресурсов и эф­фективного производства
Анализ КПВ
КПВ имеет выгнутую форму, так как по мере увеличения производства одной продукции альтернативные затраты для производства дополни тельной единицы, выраженные в возможностях производства другой продукции, растут (см. график: перемещение точки Б по кривой) (закон увеличения альтернативной стоимости) Все комбинации выпуска продукции, расположенные на внешней от КПВ плоскости, неосуществимы, так как ресурсы ограничены (см. график: например точка В) Все комбинации выпуска продукции, расположенные на внутренней от КПВ плоскости, осуществимы, но нежелательны, так как означают неполное использование ресурсов (см. график: например точка А)
Выбор альтернативных вариантов предполагает рациональное поведение субъектов экономики: они должны принимать экономические решения с учетом ограниченности ресурсов и необходимости их рационального использования
Возможные варианты смещения КПВ
Смещение возмож­но при равномерном подъеме экономики, который достигается благодаря увеличению количества и качества ресурсов, внедрению прогрессивных изме­нений в технике и тех­нологии производства Альтернативная стоимость производства, товара, ресурсов и затрат Смещение свиде­тельствует о непол­ном использовании ресурсов и неполном объеме производ­ства, что происходит в период экономи­ческих кризисов, спадов, техногенных катастроф и т. д. Альтернативная стоимость производства, товара, ресурсов и затрат Такие смещения проис­ходят, если имеет место односторонний рост эффек­тивности технологии произ­водства одного из двух аль­тернативных продуктов Альтернативная стоимость производства, товара, ресурсов и затрат
Пути роста производственных возможностей
Экстенсивный  – наращивание производственных возможностей путем увеличения количества произ­водственных ресурсов Интенсивный – наращивание произ­водственных возможностей при коли­чественно неизменных производствен­ных ресурсах
  1. Увеличение площади пахотных земель.
  2. Открытие и разработка месторож­дений полезных ископаемых.
  3. Увеличение числа рабочих.
  4. Увеличение капитала.
  • Совершенствование материально-технической базы производства.
  • Совершенствование технологии производства.
  • Совершенствование организации производства.
  • Повышение квалификации и уров­ня образованности рабочих.
Основные принципы альтернативного выбора
Максимизация выгоды при одина­ковых затратах Минимизация затрат при одина­ковой выгоде Многофакторный сравни­тельный анализ (сетка при­нятия решений)

Источник: http://aic-crimea.narod.ru/E-learn/Econom-t/05.htm

Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей — Гипермаркет знаний

Гипермаркет знаний>>Экономика>>Экономика 10 класс>>Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей

1.2. Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей 

Итак, мы установили, что ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, и факторов производства, которые применяются людьми, чтобы создавать экономические блага, ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора.

Объективно людям всегда приходится решать проблему, как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которыми они располагают, чтобы полнее удовлетворить свои потребности.

Для того чтобы понять, как решается проблема выбора, нужно исходить из следующей предпосылки:

Совершая свой выбор в условиях ограниченности экономических благ и факторов производства, люди ведут себя РАЦИОНАЛЬНО

 Рациональное поведение людей  

Если вы читали повесть Лескова «Очарованный странник», то, наверное, помните, как ее герой в пьяном угаре швырнул к ногам танцующих цыганок несколько тысяч рублей (громадную по тем временам сумму), предназначенных для покупки новых лошадей для эскадрона, в котором он служил. Да и в реальной жизни люди, включая государственных руководителей, совершают нерациональные, неразумные поступки.

Так, правительства СССР, США и других ядерных держав ассигновали колоссальные средства на производство такого количества ракетно-ядерного оружия, которым можно было бы несколько раз уничтожить все живое на Земле. Это пример крайне нерационального поведения. Естественно, экономическая наука не руководствуется при анализе проблем ограниченности и выбора такого рода случаями поведения людей.

Что же предполагает рациональность поведения человека в экономике?

1. Прежде всего, человек (будь то домашняя хозяйка, менеджер, глава государства и т.д.) так организует свою деятельность, деятельность руководимой им фирмы или государства, чтобы добиться наибольшего результата при имеющихся в его распоряжении ресурсах.

В частности, использование факторов производства предполагает затраты труда, расходование сырья, снашивание оборудования и т. д. Рациональность поведения предполагает, следовательно, что при данных затратах факторов производства необходимо произвести как можно больше экономических благ, т. е. максимизировать результат при данных затратах.

Человек поступит рационально и в том случае, если он достигнет желательного результата при наименьших затратах, т. е. минимизирует затраты для достижения данного результата.

2. Рациональное поведение, с точки зрения экономиста, не обязательно является «правильным», если  его оценивать с позиции норм морали. Предположим, экономист помогает собственнику табачной фабрики добиться высокой прибыльности путем наиболее эффективного использования ресурсов.

Экономист при этом не должен считаться с тем, что курение вредно для здоровья. Моралист осудит собственника табачной фабрики, полагая, что производство сигарет нерационально с точки зрения интересов общества и норм морали.

Экономист с ним согласится, но скажет: «Если уж сигареты производятся, то их нужно производить, рационально используя факторы производства».

3.Рациональность предполагает целесообразную деятельность, подразумевает постановку цели. Например, государство, решая проблему повышения уровня жизни людей в ближайшее время, должно выделять средства на оказание социальной помощи неимущим и стимулировать рост капиталовложений для производства потребительских товаров.

Но тогда возникает опасность «проедания» большей части произведенного сегодня продукта, что может привести к невозможности роста производства в будущем, так как ресурсов на совершенствование и обновление материальной базы производства будет не хватать.

Если же целью является обеспечение стабильного роста благосостояния в последующие годы, то придется большую часть ресурсов вкладывать в развитие производства, его модернизацию, совершенствование, но в этом случае придется; смириться с ограничением потребления в ближайшее время.

Если правители какой-либо страны полагают, что главная цель — наращивание военной мощи, то большинству населения этой страны придется оставить мечты о росте благосостояния и в ближайшем будущем, и в отдаленной перспективе.

4. Делая выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием выбора.

Скажем, решая истратить имеющуюся сумму денег на обновление своего гардероба, разные люди будут руководствоваться различными критериями достижения поставленной цели.

Для одних важна дешевизна приобретаемых вещей — это позволит приобрести их в большем количестве для других — добротность и прочность, что позволит носить их дольше; для третьих — соответствие современной моде, престижность.

Цена выбора и альтернативная стоимость

В любом случае выбор какого-то экономического блага предполагает отказ от другого экономического блага. Если школьнику, имеющему немного денег, хотелось бы пойти в кино и купить мороженое, но на то и другое денег не хватает, то ему приходится чем-то жертвовать. Предположим, что школьник принял решение идти в кино.

Он отказал себе в удовольствии съесть мороженое ради того, чтобы посмотреть кинофильм. Мороженое в этом случае явилось ценой его выбора, т. е. альтернативной стоимостью билета в кино.

Если руководство фирмы принимает решение приобрести пять «Роллс-Ройсов», чтобы укрепить престиж своего президента и вице-президентов, и отказывается от покупки новейшего оборудования, то новое оборудование является альтернативной стоимостью приобретенных автомобилей.

В обоих случаях альтернативная стоимость выражается в товаре, который был отвергнут покупателем, сделавшим выбор в пользу другого товара или услуги. Альтернативная стоимость может быть выражена и в услуге. Например, если школьник выбрал мороженое и не пошел в кино, то отвергнутая услуга (показ фильма) будет альтернативной стоимостью мороженого.

Альтернативная стоимость может иметь и денежное выражение.

Предположим, что выпускник средней школы решил поступить в платную «Школу бизнеса», готовящую специалистов в области менеджмента.

Что будет представлять собой альтернативная стоимость его обучения? Чтобы определить ее, необходимо учесть только те денежные расходы, которые связаны с обучением в «Школе бизнеса» и которые могли бы иметь альтернативное применение.

К этим расходам должны быть отнесены: плата за обучение, затраты на покупку учебников, расходы на дорогу до учебного  заведения и домой.

Если бы этот юноша не учился в «Школе бизнеса», он мог использовать эти деньги иначе, например, совершить турне по городам Западной Европы. При этом некоторые расходы (на питание, услуги парикмахера и т.д.) недолжны включаться в альтернативную стоимость, так как они не зависят от того, учится или путешествует наш герой.

Принцип альтернативной стоимости может быть распространен и на экономику в целом.

Например, правительство может стоять перед выбором: закупить у предприятий военно-промышленного комплекса новые танки, чтобы перевооружить несколько армейских соединений, или приобрести очистное оборудование и установить его на государственных заводах, сбрасывающих отравленную воду в реки страны.

Если правительство примет решение закупить танки, то их альтернативной стоимостью будет очистное оборудование. Это означает, что развитие военно-промышленного комплекса будет происходить за счет ухудшения экологической обстановки в данной стране.

На практике любой субъект экономики имеет возможность выбирать между несколькими и даже многими товарами и услугами.

Вернемся к примеру с нашим школьником, который пошел в кино, отказав себе в мороженом. В действительности школьник имел более широкий выбор: он мог купить интересную книгу, коллекционную марку, «сникерс» и т. д.

Однако «сникерсы» ему надоели, коллекционированием марок он не увлекается, такую же книгу он может попросить почитать у приятеля. Следовательно, с точки зрения школьника, наилучшим из отвергнутых вариантов является мороженое.

Перед аналогичным многовариантным выбором может стоять руководство фирмы, правительство и т. д. Итак,

альтернативная стоимость товара или услуги — это количество товаров или услуг, от которых приходится отказаться, чтобы приобрести товар или услугу, которым отдано предпочтение. При этом альтернативная стоимость определяется& НАИЛУЧШИМ ИЗ ОТВЕРГНУТЫХ ВАРИАНТОВ.

Кривая производственных возможностей

Проблема выбора и альтернативной стоимости имеет значение для определения границы производственных возможностей любой экономики. Это можно показать с помощью кривой производственных возможностей, которая является примером моделирования экономики, часто используемого в экономических исследованиях.

Читайте также:  Как управлять собой в жизни и в бизнесе - 5 уроков

Для построения кривой производственных возможностей необходимо принять два допущения: 1) экономика функционирует в условиях полного использования всех имеющихся ресурсов; 2) имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству, а следовательно, предполагается применение неизменной технологии в исследуемом кратковременном периоде.

В то же время мы примем более реальные условия экономики и предположим, что в ней производятся потребительские товары, т. е.

в этой стране ресурсы используются для производства предметов потребления, удовлетворяющих потребности людей непосредственно (продуктов, предметов одежды, жилищ, предметов домашнего обихода и т. п.

), и средств производства, которые удовлетворяют потребности людей опосредованно, т. е. с их помощью создаются необходимые предметы потребления (сырье, станки, машины, передаточные устройства, производственные здания и т.п.).

Построим график производственных возможностей данной страны.

По оси абсцисс будем откладывать количество средств производства, по оси ординат — количество предметов потребления (см. рис. 1-2).

График показывает, что, используя все имеющиеся в стране ресурсы, можно произвести либо только 3 единицы средств производства (точка В) и ни одной единицы предметов потребления (точка О), либо 9 единиц предметов потребления (точка А) и ни одной единицы средств производства (точка О).

Наиболее реальный вариант, который показывает наш график, предполагает, что имеются различные комбинации производства средств производства и потребительских товаров.

Например, точка С показывает, что если в стране производится 1 единица средств производства, то выпуск потребительских товаров не может быть более 8 единиц.

Точка D показывает, что если выпуск средств производства составит 2 единицы, то в их производство будет вовлечено больше  ресурсов экономики и, следовательно, в изготовлении потребительских товаров будет занято меньше ресурсов. Тогда выпуск потребительских товаров сократится до 5 единиц, и т.д.

Проведя линию через точки А, С, D и В, мы получим кривую производственных возможностей данной страны. Любая точка на этой кривой показывает, какое количество товаров и услуг в различных комбинациях способна производить данная страна при полном; использовании имеющихся в ней ресурсов.

Любая точка вне кривой производственных возможностей показывает, что ресурсы страны или используются не полностью, или недостаточны для выпуска желаемого количества товаров и услуг. Например, точка К показывает, что ресурсы страны используются не полностью, т.е. имеются резервы для увеличения выпуска как средств производства, так и предметов потребления.

В частности, выпуск предметов потребления может быть увеличен с 3 до 7 единиц (точка K1). Возможен и другой вариант: выпуск предметов потребления остается неизменным (3 единицы), а выпуск средств производства увеличивается до 2,5 единиц.

Наконец, соотношение выпуска средств производства и предметов потребления возможно в любой другой комбинации в пределах отрезка К1К2.

Альтернативная стоимость производства, товара, ресурсов и затратРис. 1-2. Кривая производственных возможностей.

Кривая, которая проходит через точки А, С, D и В, показывает, что если в экономике производится 9 единиц предметов потребления, то ресурсов на производство средств производства не останется и их выпуск будет равен нулю. Если выпуск средств производства составит 1 единицу, то производство потребительских товаров и услуг сократится с 9 единиц до 8. Дальнейшее увеличение выпуска средств

производства до 2 единиц приведет к сокращению выпуска предметов потребления до 5 единиц.

Если же в экономике производство средств производства будет доведено до 3 единиц, то ресурсов для производства потребительских товаров и услуг не останется.

Точка Е показывает, что экономика не располагает ресурсами достаточными, чтобы производить 7 единиц предметов потребления и 2,5 единицы средств производства, а точка К показывает, что ресурсы экономики используются не полностью.

Уровень производства, который показывает точка Е, недостижим, нереален для экономики данной страны,так как она не располагает ресурсами, достаточными для выпуска 7 единиц потребительских товаров и 2,5 единиц средств производства. Кривая производственных возможностей является вогнутой по отношению к началу системы координат. Это отражает закон экономики, согласно которому

c увеличением выпуска данного вида продукции в краткосрочном периоде альтернативная стоимость единицы прироста этой продукции возрастает.

Предположим, что производство средств производства увеличится с 0 до 1 единицы. Тогда, согласно условиям кривой производственных возможностей, выпуск предметов потребления сократится с 9 до 8 единиц.

Это означает, что альтернативная стоимость единицы приращения средств производства равна единице выпуска потребительских товаров, от производства которых пришлось отказаться. Если же производство средств производства увеличить еще на 1 единицу, т.е.

выпускать не 1, а 2 единицы, то производство предметов потребления придется сократить с 8 до 5 единиц. Следовательно, альтернативная стоимость второй единицы приращения выпуска средств производства равна 3 единицам предметов потребления.

Если довести выпуск средств производства до 3 единиц, то производство предметов потребления в стране прекратится, упадет с 5 единиц до нуля. Следовательно, альтернативная стоимость, третьей единицы приращения выпуска средств производства равна уже 5 единицам предметов потребления.

Если мы проследим увеличение выпуска предметов потребления от 0 до 9 единиц за счет сокращения выпуска средств производства от 3 единиц до 0, то установим наличие процесса возрастания альтернативной стоимости потребительских товаров и услуг.

В чем причины того, что альтернативная стоимость производства товара увеличивается? Главная причина — в неполной взаимозаменяемости ресурсов. Не все ресурсы, используемые в производстве предметов потребления, можно с легкостью переключить на производство средств производства.

Рабочие, занятые на сборке велосипедов, не будут с той же эффективностью строить здания, а оборудование, используемое для консервирования фруктов, едва ли может быть применено для производства деталей грузовиков. Переход от производства одного товара к производству другого никогда не бывает простым.

Понятными поэтому становятся слова директора одного конверсируемого завода: «Мы можем делать холодильники вместо космического корабля «Буран», но стоимость холодильника будет равна стоимости «Бурана»».

Иванов С.И., Шереметова В.В., Скляр М.А. и др./Под ред. Иванова С.И. Экономика (профильный уровень), 10-11 класс, Вита-Пресс

Помощь школьнику онлайн, Экономика для 10 класса скачать, календарно-тематическое планирование

Содержание урока
конспект урока
опорный каркас презентация урока
акселеративные методы интерактивные технологии Практика
задачи и упражнения самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения
рефераты
статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные
словарь терминов прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год методические рекомендации программы
обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Источник: http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B8_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9

Лекция 5 Выбор и альтернативная стоимость Экономический выбор выбор наилучшего среди альтернативных р

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

Лекция №5

Выбор и альтернативная стоимость

Экономический выбор — выбор наилучшего среди альтернативных решений, при которых достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат. Проблема экономического выбора ставит множественность экономических целей при ограниченности ресурсов.

Стоимость — основа количественных соотношений при добровольном обмене товарами между собственниками. Разные экономические школы природу стоимости объясняют по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью и др.

Стоимость в бухгалтерском учёте — выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо.[1]

Стоимость в статистике — произведение цены товара на его количество.

Стоимость в повседневной речи — цена товара («сколько сто́ят спички?»), затраты на приобретение («мне это стоило 1000 руб.»). Близко к терминам затраты, себестоимость.

Потребительная стоимость

Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом).

Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества.

С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.

Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют).

С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).

Сложность оценки потребительной стоимости заключается, во-первых, в отсутствии единицы оценки и, во-вторых, в том, что у каждого человека свой уровень потребностей и соответственно своя оценка потребительной стоимости. Однако примерно оценить ее все же можно, хотя и условно.

На величину стоимости воздействуют ряд факторов, главными из которых являются следующие:

• Производительность труда, под которой понимают его эффективность, плодотворность. Производительность труда измеряется количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции.

Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для производства товара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости. (Пример.

Если за 8 часов рабочего времени вместо 100 м ткани будет произведено 200 м, то стоимость данных 200 м ткани будет измеряться теми же 8 часами труда, хотя его производительность при этом увеличится вдвое, а стоимость каждого метра ткани соответственно понизится.)

• Интенсивность труда – затраты труда в единицу времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создает большую по величине стоимость в единицу времени.

(Пример: Если в прошлом примере рост производства ткани будет связан с повышением интенсивности труда в 2 раза по сравнению со средней, то 8 часов труда фактически будут равны 16 часам труда, а стоимость каждого метра ткани при прочих равных условиях останется прежней.)

• Сложность труда(например, труд ювелира сложнее труда слесаря, а последний сложнее труда лесоруба). Труд работника, не требующего специальной подготовки (обучения), называется простым трудом.

Труд, для выполнения которого необходимо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд. Сведение сложного труда к простому происходит в процессе обмена (редукция).

При определении величины стоимости товара за основу берется общественно необходимое количество простого труда.

Меновая стоимость — это способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях, т.е. для них он имеет значение как потребительная стоимость (способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека).

Читайте также:  Франшиза "бегемотик" - сеть магазинов детских игрушек

При производстве товара для обмена товаропроизводитель интересуется прежде всего стоимостью и только во вторую очередь — потребительной стоимостью, ибо, если товар не обладает потребительной стоимостью, то он никому не нужен и его невозможно обменять.

Итак, продукт, не предназначенный для обмена, имеет лишь потребительную стоимость для производителя. Товар при обмене должен обладать стоимостью для производителя и потребительной стоимостью для покупателя.

Эти свойства товара выступают как единство противоположностей: единство, так как они присущи одному товару, а противоположность постольку, поскольку один и тот же товар для одного человека не может быть одновременно и потребительной стоимостью, и стоимостью.

Эволюция обмена товаров предполагает развитие форм стоимости.

Первая форма — простая, или случайная, форма стоимости свойственна низкой ступени развития производительных сил. При натуральном хозяйстве избыток продуктов возникал лишь периодически от случая к случаю.

Товары, попавшие на рынок, случайно измеряли свою стоимость через посредство другого товара. Меновая стоимость при таком обмене резко колебалась во времени и пространстве.

Однако уже в этой простой форме стоимости заложены основы будущих денег (например, 1 овца равна 1 мешку зерна).

Для скотовода овца важна не как потребительная стоимость, а как стоимость, которая проявляется только в обмене на рынке. Ему нужна потребительная стоимость зерна.

На рынке товар — овца — ищет своего антипода и играет активную роль, гак как скотовод стремится найти зерно в обмен на свой товар. Зерно служит материалом (формой) для выражения стоимости овцы, т.е. пассивно отражает общественный труд, затраченный на выращивание овцы.

Следовательно, зерно становится внешним проявлением общественного труда, т.е. эквивалентом, что выражается в эквивалентной форме стоимости.

Вторая — развернутая форма стоимости. С дальнейшим разделением труда и ростом производства все больше продуктов-товаров поступает на рынок. Один товар встречается при обмене с множеством других товаров-эквивалентов. Например:

1 мешок зерна = 1 овце = 1 топору = 1 аршину холста и т.д.

Третья — всеобщая форма стоимости, когда товар становится главной целью производства. Каждый товаропроизводитель за продукт своего труда стремился получить всеобщий товар, который нужен всем.

В связи с такой объективной необходимостью из товарной массы стали выделяться товары, выполняющие роль всеобщего эквивалента. Всеобщими эквивалентами становились скот, меха, у племен Центральной Африки — слоновая кость.

Однако в этой роли такие товары задерживались недолго, поскольку не удовлетворяли требованиям товарного обращения и по своим свойствам не соответствовали условиям эквивалентности.

В результате развития обмена всеобщим эквивалентом в течение длительного периода становится один товар, преимущественно металл. Этот процесс конструирования товара на роль всеобщего эквивалента — очень сложный и длительный. Он определил появление четвертой формы — денежной формы стоимости.

Для денежной формы стоимости характерны следующие черты:

один товар монополизирует на продолжительное время роль всеобщего эквивалента;

натуральная форма денежного товара срастается с его эквивалентной формой. Это означает, что потребительная стоимость товара-денег внешне скрывается, а остается лишь его всеобщая общественная форма ценности.

Для превращения товара в деньги необходимо:

общее признание данного факта как покупателем, так и продавцом, т.е. оба субъекта не могут отказаться при обмене своих ценностей на данный товар-деньги;

наличие особых физических свойств у товара-денег, пригодных для постоянной обмениваемости;

длительное выполнение товаром-деньгами роли всеобщего эквивалента.

Итак, деньги возникли стихийно в процессе обмена, а не по соглашению сторон. В роли денег выступали разные товары, но наиболее пригодными оказались драгоценные металлы — серебро и золото.

Деньги по своему происхождению — это товар.

Выделившись из обшей товарной массы, они сохраняют товарную природу и имеют тс же два свойства, что и любой другой товар: обладают потребительной стоимостью (например, золото в форме денег может использоваться для украшения и удовлетворять эстетическую потребность человека) и стоимостью, поскольку на производство то- вара-денег (золота) затрачено определенное количество общественного труда.

В то же время деньги в отличие от обычных товаров являются особым товаром:

потребительная стоимость товара, выполняющего роль всеобщего эквивалента, как бы удваивается (кроме конкретной потребительной стоимости, они имеют всеобщую потребительную стоимость, поскольку с их помощью человек может удовлетворить любую потребность);

стоимость денег имеет внешнюю форму проявления до их обмена на рынке. Товар-деньги всегда можно обменять на любой другой товар, необходимый владельцу, в то время как стоимость обычного товара скрыта и обнаруживается в процессе обмена, когда товар продается на рынке.

Деньги — историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. В далеком прошлом всеобщим эквивалентом выступали меха, скот, украшения. Позже, когда обмен принял систематический характер, в роли денег стали использоваться металлы — вначале медь, затем серебро, и, наконец, золото.

Потребительная стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а их стоимость — на стороне денег. Товары, участвующие в обмене, выступают как потребительные стоимости. Деньги становятся выразителем потребительных стоимостей всех товаров через свою стоимость.

  • Таким образом, особенность денег выражается в следующем:
  • деньги — это стихийно выделившийся товар;
  • деньги — это особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента;
  • деньги разрешили противоречия между потребительной стоимостью и стоимостью, свойственные всем товарам, в том числе и деньгам.

Альтернативная стоимость — это то, «от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое». Недаром альтернативную стоимость нередко называют издержками упущенных возможностей. Так, в рассматриваемом примере производство 4 тыс. самолетов означает отказ от выпуска 10 млн автомобилей.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ стоимость — стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим.

Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого.

Так что альтернативная стоимость блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.

Альтернативные затраты — издержки производства товаров и услуг, измеряемые стоимостью наилучшей упущенной возможности использования затраченных на их создание факторов производства.

Источник: http://samzan.ru/142759

Альтернативная стоимость, или издержки упущенных возможностей

Представьте простую экономику, кривая производственных возможностей которой изображена на рис. 1.

2, производящую первоначально только продовольствие, так что ее выбор относительно того, что производить, описывается точкой А.

Если некоторое количество ресурсов (люди и тракторы) перемешено в индустрию развлечений, то выпуск продовольствия должен падать. Поскольку ресурсы ограничены, общество, которое хочет больше развлечений, должно меньше есть.

Альтернативная стоимость любого прироста потребления развлечений определяется сокращением потребления продовольствия, которое должно сопровождать этот прирост.

Альтернативная стоимость любого товара или вида услуг определяется тем количеством других товаров или услуг, которым надо пожертвовать, чтобы получить данный товар или услугу.

Альтернативные издержки, связанные с обучением в колледже, включают как наличные расходы на книги и плату за обучение, так и зарплату, которую вы могли бы получать, работая вместо этого полный день.

Принимая решение об обучении в колледже, вы отказались от альтернативной возможности работать полный день.

Так же если ресурсы нашей воображаемой экономики направлены на производство развлечений, то экономика должна отказаться от возможности потреблять продукты питания, которые могли быть произведены с помощью этих ресурсов.

Например, если экономика решает производить 100 единиц развлечений, то новое распределение ресурсов описывается точкой В на рис. 1.2. Далее рисунок показывает, что альтернативные издержки производства 100 единиц развлечений составляют 25 единиц продовольствия (разница между 300 и 275), которыми надо пожертвовать при движении из точки А в точку В.

Каким бы ни было исходное распределение ресурсов, если большее количество людей и тракторов перемещается из пищевой промышленности в производство развлечений, то выпуск развлечений возрастет, а выпуск продовольствия упадет.

Когда кривая производственных возможностей имеет вид выпуклой вверх кривой, альтернативные издержки увеличиваются по мере перемещения ресурсов из одной отрасли в другую. Альтернативные издержки для нашей моделируемой экономики приведены в третьей колонке табл. 1.2.

Например, если в экономике происходит перераспределение ресурсов, описываемое движением от точки А к точке В, то альтернативная стоимость прироста выпуска развлечений на 100 единиц составит 25 единиц продовольствия (300—275); на участке между точками /) и Е альтернативная стоимость последних 100 единиц развлечений будет гораздо выше: 120 единиц продовольствия (120—0).

Таблица 1.2

Производственные возможности моделируемой экономики

Точка Выпуск, в единицах Альтернативная стоимость 100 ед. развлечений (в единицах продовольствия)
развлечений продовольствия
А 0 300
В 100 275 25
С 200 210 65
? 300 120 90
Е 400 0 120

Альтернативная стоимость развлечений в терминах продовольствия увеличивается в нашей моделируемой экономике с ростом производства развлечений, что обусловлено различиями в методах производства в этих двух отраслях.

В производстве продовольствия используется относительно больше тракторов и меньше труда, чем в производстве развлечений.

Чтобы произвести первые 100 единиц развлечений (двигаясь от точки А в точку В), общество может перебросить много труда и мало тракторов на производство развлечений без значительного ущерба для производства продовольствия.

Находясь в точке /), экономика может произвести последние 100 единиц развлечений, только забрав оставшиеся ресурсы тракторов (которые используются относительно больше, чем труд, в производстве продовольствия) и труда и направив их для производства развлечений.

В силу того что на самом деле различные отрасли обычно используют различные методы производства, альтернативные издержки увеличиваются в общем примерно так, как это показано на рис. 1.2.

Таким образом, кривые производственных возможностей изображаются, как правило, выпуклыми вверх, чтобы отразить эту важную особенность множества имеющихся в реальных экономиках комбинаций выпуска.

Тем не менее экономическая теория рассматривает и гипотетический случай полной взаимозаменяемости ресурсов. В таком случае кривая трансформации будет иметь линейный вид (рис. 1.6), что означает постоянные издержки упущенных возможностей при переходе от производства одного блага к производству другого.

Рис. 1.6. Кривая трансформации, постоянные издержки упущенных возможностей

Вывод: каким бы видом деятельности ни занимался экономический субъект, он всегда несет издержки упущенных возможностей.

Источник: https://bstudy.net/658233/ekonomika/alternativnaya_stoimost_izderzhki_upuschennyh_vozmozhnostey

Альтернативная стоимость производства

  • 1
  • МИНИСТЕРСТВО 
    ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                      ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • «СИБИРСКАЯ 
    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ 
    АКАДЕМИЯ»
  • (ГОУ ВПО 
    «СГГА»)
  • Альтернативная стоимость производства
  • Курсовая работа

Выполнил: Сурганов М.Ю.

  1. студент 2 курса 
  2. Научный руководитель:
  3. _______________________
  4. г. Новосибирск
  5. 2011 г.
  6. Содержание 
Читайте также:  Как заработать на продаже детского конструктора oonies через интернет
Введение   3
1.   Историческая природа альтернативных затрат. 6
2.  Альтернативная стоимость 9
   2.1 Альтернативная стоимость. Проблема Выбора. 9
   2.2  Природа и сущность издержек производства. 12
   2.3. Издержки производителя как стоимость альтернативы. 14
    1. Полезность как стоимость альтернативы.
16
     2.4.1.  Закон убывающей предельной полезности. 20
3.  Кривая производственных возможностей: содержание и графическое изображение. 26
Заключение  33
Список литературы 35

Введение 

Если бы ограниченность ресурсов была абсолютной, то выбор был бы невозможен. Если бы ограниченность ресурсов отсутствовала, то выбор был бы не нужным. Выбор становится необходимым в условиях относительной ограниченности ресурсов.

Проблема выбора бесконечна. «Выбор» значит, что мы не ограниченны каким-то одним решением, а имеем некоторое множество решений, из которых нам и следует сделать выбор.

Выбор происходит между экономическими (наилучшее соотношение результата и затрат) вариантами использования ресурсов. Ведь каждый ресурс может быть использован для удовлетворения различных потребностей. Разной может быть и технология его использования. Найти  наилучший (оптимальный) вариант применения ресурсов из всех возможных – в этом смысл выбора как экономической проблемы.

Возникает вопрос, – что же считать оптимальным выбором? В самом общем виде мы уже знаем ответ: оптимальным будет тот вариант, который обеспечивает максимум результата при минимуме затрат (что бы не выступало результатом и затратой).

Поскольку в 
экономике действуют только три 
субъекта: потребители (в рыночной экономике 
– покупатели), производители (продавцы) и общество (правительство), принято 
считать, что для покупателей 
оптимальный экономический результат 
– это рост количества и качества удовлетворенных потребностей, для 
продавцов – прирост прибыли, для правительства – степень удовлетворения общественных потребностей (охрана окружающей среды, поддержка нетрудоспособных, пособия безработным и малоимущим, экономический рост и т.д.).

Выбирая то или иное решение, каждый из названных 
экономических субъектов предварительно должен решить множество вопросов.

Покупатель должен как-то ранжировать 
свои потребности, выделить первоочередные, соизмерить свои предполагаемые расходы с ожидаемыми доходами.

Продавец решает не менее сложные вопросы: что именно произвести, в каком количестве и с каким качеством, какую применить технологию, рассчитать величину предполагаемой прибыли и ее соотношение с затратами. Есть о чем задуматься и правительству.

Зная, в чем 
сущность экономической организации производства, мы можем утверждать, что экономический выбор происходит только тогда, когда учитывается соотношение затрат и результатов. Именно, исходя из этого соотношения, экономический субъект осуществляет главный выбор – между текущим и будущим потреблением (расходами и сбережением).

Экономический аспект проблемы выбора, заключается 
в выяснении: какой вариант использования 
ограниченных ресурсов обеспечит максимум доходности?

Экономической науке удалось разработать модель, которая представляет выбор как экономическую проблему. Эта модель получила известность как «график производственных возможностей». Модель носит фундаментальный характер и лежит в основе многих других экономических моделей и выводов.

Форма же графика показывает своеобразную «цену», одной товарной  группы, выраженную в альтернативном количестве благ другой товарной группы. Научное понимание феномена цены связанно с понятием альтернативной стоимости (альтернативных издержек), по-английски –opportunity cost (издержки упущенных  возможностей).

Целью курсовой работы является анализ понятий «альтернативная 
стоимость» и «кривая производственных возможностей», которые мы рассмотрим на следующих примерах:

— Рассмотрение издержек производителя как стоимость альтернативы на примере производства деревянного столика для пикника и производства десятискоростного велосипеда и сделаем соответствующие выводы.

— Анализ полезности как стоимости альтернативы, на примере потребления человеком бутербродов и построение кривой предельной  полезности

— Построение кривой безразличия, карты кривых безразличия и бюджетной линии на примере покупки потребителем основных наборов товара, таких как одежда и обувь.

— Построение и анализ кривой производственных возможностей на примере производства автомобилей и масла, параллельно построение кривой трансформации двух стран с разным производственным потенциалом тех же продуктов производства.

1. Альтернативные затраты. Из истории экономической мысли

Концепция альтернативных затрат, или, точнее, альтернативной стоимости (англ. opportunity cost), пришла на смену концепции реальных затрат в конце прошлого века. Интересно, что впервые эта концепция была применена к так называемой трудовой стоимости. Сошлемся на К. Родбертуса, которого считают одним из основателей «научного социализма» и теоретиком трудовой ценности (стоимости).

«Но 
блага, — писал К. Родбертус, — не 
стоят ничего другого, кроме труда, или — труд является единственным элементом в процессе возникновения благ, который может быть указан с точки зрения их стоимости. Нужно лишь уяснить себе понятие «стоить» (kosten).

В нем заключено больше, чем простое утверждение, что для получения одного необходимо другое. Существенно здесь как то, что сделана затрата, которая поэтому уже не может быть обращена на другое (, так и то, что она исходит от субъекта, задеваемого невозвратимостыо затраты» (Родбертус К.

 К познанию нашего государственно-хозяйственного строя. Л., 1935. С. 63-64).

Концепция альтернативных затрат была разработана 
одним из главных представителей австрийской школы Ф. Визером. Впервые 
она была выдвинута им в докладе «О затратах и ценности», в 
котором Ф. Визер интерпретировал затраты «как приносимую в жертву полезность».

Более полно она представлена в его книге «О происхождении и основных законах хозяйственной деятельности» (Wieser F. Uber den Ursprung und die Hauptgesetze des Wirtschaftlichen Wertes. Wien, 1884. См. также: Визер Ф.

Теория общественного хозяйства // Австрийская школа в политической экономии. М., 1992. С. 442-450).

В англо-американской литературе термин opportunity cost был введен американским экономистом Д. Грином в статье «Pain Cost and Opportunity Cost» (Green D. Pain Cost and Opportunity Coat // Quart. Journ. Econ. 1894. N 1). Сегодня этот термин стал практически интернациональным, он используется и в немецкой экономической литературе.

Термину opportunity cost «сильно не повезло» при переводе его на русский язык. В некоторых переводных учебниках (Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992; Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992) он передается как вмененные издержки. Однако вмененные по-английски imputed, а концепция вменения (нем.

Zurechnung), хотя и была также предложена Ф. Визером, относится к совершенно иному разделу экономической теорий — теории распределения дохода (вменения его) факторам производства.

По-видимому, такой перевод связан с досадной ошибкой, допущенной в одном из наиболее известных англо-русских экономических словарей (Англо-русский экономический словарь / Под ред. А. В. Аникина. М., 1977. С. 167).

В других этот термин переводился как затраты упущенных возможностей, хотя упускать по-английски miss, lose. Например: miss the opportunity — потерять, прозевать возможность, loses opportunity — потери вследствие неиспользования благоприятной возможности.

Однако 
хозяйствующий субъект осуществляет свой выбор сознательно. При этом, как предполагает теория, он руководствуется 
принципом максимизации своей целевой 
функции (полезности, прибыли). Он ничего не «упускает», он сознательно 
отклоняет или отвергает менее 
ценные для себя альтернативы для 
достижения более ценных.

Поэтому современное определение opportunity cost звучит так:

«Opportunity cost is the evaluation placed on the most highly valued of the rejected alternatives or opportunity» (The New Palgrave Dictionary of Economics. London, 1987. Vol. 3. P. 719). (Напомним, что rejected означает отвергнутые, отклоненные).

На русском 
языке термин opportunity cost лучше всего передавать как затраты (стоимость) отвергнутых возможностей, но удобнее как альтернативная затраты (стоимость).

В фокусе экономической 
мысли существуют много определений 
альтернативной стоимости, которые 
несут в себе пересечения и 
параллели. Некоторые из них приведены ниже:

Альтернативная стоимость  – это стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим.

Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого.

Таким образом, альтернативные  блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.

  • Альтернативная стоимость
  • 1) количество других товаров 
    и услуг, от покупки которых 
    следует отказаться при приобретении 
    данной ценности;
  • 2) рабочее время, необходимое 
    для производства данной единицы 
    товара при его сопоставлении 
    с рабочим временем, затрачиваемым 
    на производство единицы другого 
    товара;
  • Альтернативная стоимость (вмененные 
    издержки) — альтернативные затраты, издержки отказа, издержки утраченных возможностей, характеризуют упущенную выгоду, когда выбор одного из альтернативных вариантов требует отказа от другого в силу ограниченности ресурсов.

2. Альтернативная стоимость

2.1 Альтернативная стоимость. Проблема Выбора

Альтернатива (от лат. alter — один из двух), ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей.

В фокусе экономических исследований находится 
процесс выбора между альтернативными вариантами использования редких ресурсов. Так считалось не всегда, однако сегодня это определение предмета экономической науки стало традиционным – оно признается ведущими учеными-экономистами.

Выбор всегда персонален, это определено биологически. Люди не могут «сливаться» в процессе выбора в некое единое существо. Никакой социальный организм не имеет центра принятия решений, находящегося «вне» индивидов. Логика коллективной организации может быть сведена к логике индивидуального расчета. Однако различают три типа выбора: индивидуальный, двухсторонний и коллективный.

Рис.2.1. Классификация видов выбора.

Индивидуальный 
выбор имеет место, когда человек сам принимает решения и сам их реализует, не взаимодействуя при этом с другими людьми.

Наиболее 
распространен второй тип выбора – двухсторонний, — когда требуется согласование предпочтений двух индивидов. Воспользуемся примером Джеймса Бьюкенена – покупка арбуза у придорожного лотка. Прохожему нравится арбуз, добровольно предлагаемый ему продавцом, и он покупает его. Выбор сделан и тем и другим.

Они вступили в сделку и осуществили её «без детального знания политических убеждений, сексуальных предпочтений или экономического положения своих реальных партнеров по обмену.

… В этом классическом смысле рыночный обмен полностью обезличен и кажется совершенно идеальным типом взаимодействия, воплощенным в упорядоченной анархии. В таких отношениях каждый человек принимается именно таким, какой он есть, и очень часто таким, каким он хочет выглядеть.

Торговец фруктами с лотка может бить свою лошадь, отстреливать собак и есть крыс. Но ни одна из черт его характера не должна влиять на мой чисто экономический обмен с ним».  

Двухсторонний выбор имеет место, Когда для принятия решения и его реализации требуется согласование предпочтений двух индивидов.

Коллективный 
выбор имеет место, когда решения принимаются и реализуются индивидами в составе группы. Индивид всегда преследует свой «интерес», хотя, конечно, каждый понимает его по-разному.

Но нет никаких оснований полагать, что индивид, действуя в составе коллектива, руководствуется исключительно общественным долгом, ставя перед собой вневременные, внеситуационные нравственные задачи, которые становятся для него внутренним обязательством. В свою очередь, коллективный выбор делится на: «олигополистический» (в которой участники взаимозависимы, т.е.

поведение одного оказывает значительное влияние на поведение остальных) и «латентный» (в которой действие одного участника не отражается на других в такой степени, чтобы у них появились какие-либо причины реагировать на это действие).

Общественный 
выбор имеет место, когда решения 
принимаются и реализуются индивидами в составе латентной группы.

Но чтобы 
принимать решения,  группа должна договорится, как делать выбор и 
как обеспечивать его реализацию. Общественный выбор правил выбора, правил «игры» был назван конституционным, общественный выбор в процессе «игры» — постконституционным.

Источник: http://stud24.ru/economics/alternativnaya-stoimost-proizvodstva/419402-1450807-page1.html

Ссылка на основную публикацию