Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ. Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда. Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года.
Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.
Последние изменения в законе
Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.
Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих. Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.
По статистике, 35% всех нарушений – это допуск тех сотрудников к рабочим местам, которые не прошли инструктаж по охране труда.
Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки. Данное требование предъявлено с 1 января 2015 года.
По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд.
Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.
Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фонд Соцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.
Что нужно делать теперь?
Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива.
Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны.
Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.
Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения: и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:
- принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
- сотрудников, работающих на дистанционной основе;
- сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности.
Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима.
До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.
Для проведения данной спецоценки привлекается специальная организация, эксперты которой профессионально проводят оценку условий труда.
Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации.
Но не более чем до 31 декабря 2018 года.
Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.
Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости.
Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ.
Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:
Кто и каким образом проводит специальную оценку?
Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая. Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.
Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.
Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:
- при изменении технологического процесса;
- замене оборудования;
- при изменении составов применяемого сырья или материала;
- после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
- по запросу профсоюза;
- при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.
Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.
Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.
Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении. Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор.
Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель.
В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.
Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.
Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:
- перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
- протоколы всех измерений и испытаний;
- заключения экспертов;
- и др.
Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.
Возможные штрафы и другие санкции
Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:
- Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
- Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.
Для сравнения приведем прежние суммы санкций:
- индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
- юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
- Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.
- Повторное нарушение грозит ИП штрафом в тридцать-сорок тысяч рублей, юрлицам – от ста до двухсот тысяч рублей.
- Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.
Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.
Источник: http://ZnayDelo.ru/buhgalteriya/attestaciya-rabochix-mest.html
Аттестация рабочих мест (оценка рабочих мест) по условиям труда в 2019 году: что это такое
Специальную оценку или аттестацию рабочих мест по условиям труда обязаны проводить, в том числе внепланово, все работодатели независимо от сферы их деятельности и других критериев. Рассмотрим что такое спецоценка и как ее провести в 2019 году.
Внимание! Провести спецоценку в соответствии со всеми требованиями законодательства вам помогут:
Что такое аттестация рабочих мест
Аттестация рабочих мест — это термин, которым еще нередко именуют специальную оценку условий труда (СОУТ). Напомним, что спецоценка заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда с 01.01.2014 года. В статье мы также будем использовать оба термина.
СОУТ – это единый комплекс мероприятий, который позволяет работодателю идентифицировать вредные и опасные факторы производственной среды, оценить уровень их воздействия на персонал с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов. Работодатель обязан обеспечивать безопасные условия труда.
- По результатам специальной оценки рабочих мест по условиям труда им устанавливают классы и подклассы условий труда. Как ее проводят покажем на схеме:
- Результаты специальной оценки рабочих мест позволяют:
- разработать и провести мероприятия по доведению рабочих условий до соответствующих требованиями законодательства об охране труда;
- обеспечить персонал средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- установить контроль состоянием условий труда на рабочих местах;
- проинформировать персонал: об условиях труда, рисках повреждения здоровья, мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов;
- установить размер доптарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса или подкласса условий труда;
- определить размеры гарантий и компенсаций персоналу за работу во вредных или опасных условиях;
- организовать обязательные предварительные и периодические медосмотры;
- расследовать произошедшие несчастные случаи на производстве и полученные профзаболевания.
Кто обязан проводить специальную оценку рабочих мест по условиям труда
Сертификацию рабочих мест обязаны проводить все работодатели. Не имеет значения вид деятельности, количество персонала, в каких помещениях он размещен и т. п. СОУТ также обязательна при размещении работников у заказчика и при разъездном характере работы персонала.
Даже если помещение арендовано, аттестацию рабочего места проводит работодатель, а не собственник.
Не проводить СОУТ можно только в части отдельных категорий работников. К ним относятся:
- надомные работники;
- дистанционщики;
- работники, которые трудятся у физических лиц, не являющихся ИП;
- работники религиозных организаций.
Сроки проведения спецоценки рабочих мест
Оценка рабочих мест по условиям труда пришла на смену аттестации рабочих мест с 01.01.2014 года. Все работодатели должны были провести спецоценку хотя бы один раз до 31.12.2018 года.
Затем с периодичностью не реже чем один раз в 5 лет. Исчисление 5-летнего срока начинается с даты утверждения отчета о предыдущей спецоценке.
Конкретную дату проведения в рамках указанного периода работодатель устанавливает сам.
Источник: https://www.BuhSoft.ru/article/1922-kak-provoditsya-attestatsiya-rabochih-mest-po-usloviyam-truda-v-2019-godu
Как проводится аттестация рабочих мест
Аттестация рабочих мест – это комплекс мероприятий, которые проводятся специализированной компанией с целью проконтролировать состояние рабочих мест на предприятии. Новый порядок контроля принят в 2011 г.
Изменения коснулись перечня компаний, подлежащих оценке: если ранее ей подвергались только предприятия, априори имеющие вредные условия, то сегодня аттестация рабочих мест положено проводить офисным компаниям, образовательным и детским учреждениям, которых раньше аттестация не касалась.
Зачем нужна аттестация?
Аттестация рабочих мест (АРМ) необходима, в первую очередь, потому что эта процедура установлена законодательно. Во-вторых, она нужна работодателю, как ответственному лицу, отвечающему за соблюдение норм содержания рабочих мест в надлежащем порядке и здоровье работников. Необходимость проведения АРМ основана на требованиях к руководству предприятий:
- выполнять закон;
- контролировать условия труда;
- обосновать предоставление льгот персоналу, занятому на вредном производстве и назначения льготных пенсий работникам;
- избежать необоснованных финансовых затрат на охрану труда;
- исключить претензии со стороны контролирующих органов о несоответствующем состоянии рабочих мест.
Аттестационные мероприятия позволяют работодателю улучшить условия работы трудового коллектива и сэкономить денежные средства. Информация по результатам оценки отражается в картах АРМ. Сведения о состоянии РМ могут стать основанием для ФСС уменьшить размер взноса работодателя на социальное страхование.
Положительные результаты аттестации становятся основанием для предоставления скидок по взносам в ПФР. Их размер будет зависеть от того, какой класс присваивается рабочему месту.
Законодательная база
Порядок контроля состояния РМ изложен в законодательных актах РФ:
- ФЗ No 426
- Приказ Минтруда No 33н
- КоАП
Проверка состояния условий труда в любой организации на наличие отклонений от норм закона значительно добавляет хлопот руководителю, но именно он должен быть заинтересован в комплексном проведении АРМ и ее положительном исходе, так как преимуществ от этого значительно больше, чем проблем.
Периодичность проведения АРМ
Состояние условий труда на рабочих местах должно контролироваться каждые 5 лет. С момента выхода приказа об окончании и итогах очередной аттестации начинается отсчет следующего периода.
Если на предприятии произошли изменения, то АРМ производится досрочно. Аттестацию необходимо организовать и провести в течение 60 дней после того, как руководитель ставит в известность трудовую инспекцию о таких моментах:
- изменились технологические процессы;
- установлено новое оборудование;
- увеличились или сократились производственные площади.
Внеочередную оценку могут инициировать государственные органы, осуществляющие надзор за состоянием ОТ, если ими выявлены нарушения ее проведения, или не соблюдаются сроки.
Порядок проведения
Аттестация рабочих мест проводится в определенной последовательности.
Этапы АРМ:
- Определение рабочих мест для оценки. Образец перечня РМ, которые подлежат аттестации, Вы можете скачать здесь.
- Выбор аттестующей компании и заключение договора на проведение работ.
- Издание локального акта о проведении аттестации.
- Ознакомление персонала с приказом.
- Проведение АРМ.
- Оформление документации: протоколов проведенных исследований, карт АРМ.
- Составление перечня мероприятий по улучшению условий труда.
- Дальнейшие действия руководство организации осуществляет согласно плану.
- Все работники, подлежащие аттестации, должны ознакомиться с приказом руководителя о проведении АРМ и подписать его.
- За месяц до начала аттестации руководство утверждает график контроля и доводит его до сведения трудового коллектива.
При оформлении трудового договора в него рекомендуется включать пункт об аттестации – это обязательное требование к его содержанию. Если работник отказывается принять участие в АРМ, то этот факт становится дополнительным аргументом не в его пользу: работодатель может отказать в приеме на работу.
Приказ об аттестации
Первичный документ, который издается на предприятии на период прохождения АРМ – приказ. Законодательством не предусмотрен стандартный формат данного локального акта, каждое предприятие оформляет его по своей форме, на собственном фирменном бланке. Основные пункты:
- Шапка: название компании, ФИО учредителя.
- Дата издания, населенный пункт.
- Название приказа.
- Преамбула: на основании каких законодательных норм производится аттестация.
- Основные позиции содержания: о создании комиссии, о распределении обязанностей внутри нее, о сроках и времени аттестационного периода.
- Перечень рабочих мест, подлежащих оценке.
- Категории работников, которые освобождаются от аттестации с указанием причин и ссылкой на законодательные акты.
- Подпись работодателя.
Бланк приказа о проведении аттестации рабочих мест можно скачать здесь. К приказу необходимо издать приложение с графиком проведения процедуры.
Источник: https://moyaidea.ru/attestaciya-rabochix-mest-2.html
Аттестация рабочих мест или специальная оценка условий труда
До 31 декабря 2013 года оценка условий труда производилась в ходе аттестации. С 1 января 2014 года вместо аттестации на предприятиях проводится специальная оценка условий труда (СОУТ). Что представляет из себя эта процедура, кто и как должен её проводить, расскажет статья Бизнес.ру.
Что говорит закон о проведении спецоценки рабочих мест
Проведение СОУТ регламентируется положениями Трудового кодекса и Федерального закона от 28.12.2013г. №426-ФЗ (далее – Закон № 426). Законодательство определяет юридические и организационные основания и правила проведения оценочных мероприятий, а также права и обязанности сторон-участниц процедуры. Итоги аттестации, проведенной до 2014 года, действительны в течение следующих пяти лет.
Важно! С 1 января 2019 года результаты, полученные по результатам аттестации рабочих мест, аннулируются. Класс условий труда должен подтверждаться только результатами СОУТ
Внимание! Осталось два месяца на спецоценку, потом – штраф
Сторон-участниц СОУТ двое. Первая — работодатель, вторая — специализированная организация, которая предоставляет услуги по проведению процедуры. Эта компания должна иметь подтвержденную аккредитацию на подобные исследования. Взаимоотношения между участниками регулируются договором гражданско-правового характера.
Аттестация рабочих мест или специальная оценка условий труда имеют одну цель.
В ходе СОУТ проводятся специальные исследования и измерения, выявляются вредные факторы, которые могут отрицательно сказаться на здоровье работника.
Специалисты определяют параметры этих факторов и степень их влияния. Затем для каждого рабочего места устанавливается класс вредности с учетом отклонения от нормативных значений.
Аттестация рабочих мест по условиям труда в 2016 году
Спецоценка рабочих мест проводится на всех предприятиях регулярно, не позже, чем через пять лет после предыдущей проверки. Это относится и к предприятиям среднего и малого бизнеса. При этом не важно, находятся ли производственные помещения в аренде или собственности организации.
Оценить условия труда работодатель обязан, даже когда его сотрудникам установлен разъездной характер работы или их рабочие места фактически находятся на территории заказчика.
На рабочие места, условия труда на которых признаны аналогичными, может быть оформлен единый оценочный сертификат.
На вопрос о том, какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда, законодательство дает однозначный ответ – все. Проверку не проводят, если
- работник трудится удаленно;
- работодателем является физическое лицо-не индивидуальный предприниматель;
- рабочее место в настоящий момент вакантно. В этом случае оценка условий труда проводится после того, как на это место будет принят работник.
Один из способов сэкономить на спецоценке – оформлять работников как дистанционных. Закон не требует оценивать рабочие места дистанционных работников (ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
С помощью аутсорсинга вы можете оптимизировать расходы на работу целых отделов. Например, бухгалтерии, службы кадров.
В этом случае спецоценка рабочих мест таких сотрудников – задача компании, которая предоставляет аутсорсинговые услуги. Сколько стоит аутсорсинг, узнайте здесь
Про другие способы экономии читайте здесь
При изменении используемых технологий или вводе в эксплуатацию нового рабочего места его спецоценка должна быть проведена в течение года. Срок проведения испытаний ограничивается полугодом, если:
- контролирующие органы выявили нарушения трудового законодательства, требований охраны труда или проведения СОУТ;
- изменились используемые работниками средства защиты, материалы или сырье, способные изменить уровень влияния вредных факторов;
- в организации зафиксирован несчастный случай или было выявлено профзаболевание.
Ответственность работодателя за непроведение СОУТ
Несоблюдение правил проведения или отказ от проведения СОУТ влечет за собой административное наказание по ст. 5.27.1 КоАП и карается штрафами:
- для должностных лиц от 5 до 10 тыс. рублей;
- для предприятий от 60 до 80 тыс. рублей.
В случае повторного нарушения компании может быть выписан штраф в размере от 100 до 200 тыс. рублей или ее деятельность может быть остановлена на срок до 90 суток. Для руководства организации повторное нарушение чревато штрафом в размере от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацией на период от одного до трех лет.
Для чего проводится спецоценка рабочих мест
Любое рабочее место независимо от расположения – в офисе или «горячем» цеху — характеризуется своими уникальными условиями труда.
Эти условия могут различаться даже на одинаковых рабочих местах, если они находятся в разных офисных или производственных помещениях.
На условия труда и степень их безопасности влияют санитарно-гигиенические характеристики среды и особенности производства, а также то, насколько конкретный работодатель способен обеспечить охрану труда.
- По результатам инструментальных, количественных и качественных экспертиз в ходе СОУТ для каждого рабочего места определяется класс и подкласс условий труда. В соответствии с классом условия труда признаются:
- I. оптимальными;
- II. допустимыми;
- III. вредными;
IV. опасными.
На дополнительные гарантии и льготы могут рассчитывать сотрудники, условия труда которых отнесены к III или IV классу. По итогам спецоценки рабочих мест работодатель:
- разрабатывает меры по приведению условий труда к нормам, соответствующим требованиям безопасности;
- обеспечивает сотрудников индивидуальными и коллективными защитными средствами и спецодеждой;
- мониторит условия, в которых работают сотрудники, контролирует то, как вредные факторы влияют на их здоровье;
- своевременно информирует сотрудников о потенциальной опасности условий труда на их рабочих местах и о том, как минимизировать воздействие вредных факторов;
- определяет ставки дополнительных тарифов, по которым начисляются страховые взносы в ПФР за «вредников»;
- предоставляет тем сотрудникам, чьи условия труда признаны вредными и опасными, доплаты, льготы и дополнительные гарантии;
- проводит предварительные и плановые медицинские освидетельствования работников;
- ведет статистику и расследует инциденты, связанные с производственным травматизмом и профзаболеваниями и пр.
Порядок предоставления отпуска за вредность
Почему проведение спецоценки рабочих мест выгодно работодателю
Несмотря на высокую стоимость мероприятий по определению классов вредности на рабочих местах, затраты на СОУТ можно компенсировать. Прежде всего, за счет снижения ставок страховых взносов и уменьшения финансовых потерь, неизбежных при отказе от проведения спецоценки.
Работодатель может подать запрос на компенсацию денег, потраченных на проведение спецоценки труда. Компенсация производится за счет средств Фонда социального страхования, который возместит до 20% от суммы страховых взносов, перечисленных в ФСС за прошлый год.
Расходы работодателю возместят не в виде реальных денег, а в форме льготы на страховые платежи в текущем году.
Подать запрос на компенсацию можно самостоятельно или обратившись к специалистам сервиса Главбух Ассистент, которые помогут подготовить необходимые документы и возьмут на себя общение с госорганами.
Эти потери не ограничиваются только штрафными санкциями.
Согласно ТК РФ гражданам, чьи условия труда оказывают вредное и опасное воздействие на их здоровье, выплачиваются компенсации и предоставляются дополнительные гарантии за счет работодателя.
То есть работодатель напрямую заинтересован в том, чтобы повышать безопасность труда на предприятии, снижая, тем самым, риск возникновения профессиональных заболеваний, суммы компенсаций за вредность и размер страховых выплат.
Кому положен дополнительный отпуск
При отсутствии результатов специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест компенсации «вредникам» назначаются согласно «Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда», утвержденному еще в 1974 году Госкомтруда СССР.
Те работники, чья профессия фигурировала в этом документе, автоматически получали право на доплаты, сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск. После того, как Правительством РФ было принято Постановление от 20.11.
2008 № 870, указанные льготы предоставляются по факту – по итогам оценки условий труда и аттестации рабочих мест.
Сегодня для многих профессий и должностей, приведенных в Списке, степень воздействия вредных факторов снизилась. Это произошло за счет модернизации рабочих мест, использования новых, более безопасных, технологий, оборудования, специальных средств защиты.
Результатами специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест работодатель может подтвердить факт снижения вредного воздействия условий труда.
Это дает ему возможность на законных основаниях сократить выплачиваемые работникам компенсации и предоставляемые льготы.
Источник: https://www.business.ru/article/1415-attestatsiya-rabochih-mest-ili-spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2018 году
Главная — Организация бизнеса — Кадры — Аттестация — Сроки проведения аттестации рабочих мест
Сроки проведения аттестации рабочих мест – информация, закрепленная в законодательных актах, которые устанавливают порядок проведения подобной проверки. Они должны быть четко соблюдены и любой, кто будет признан виновным в их нарушении, будет наказан. Вне зависимости от того, работодатель это или один из экспертов, которые проводили оценку. И для того, чтобы не подвергаться наказанию за подобный проступок, нужно знать порядок и сроки проведения аттестации.
Аттестация рабочих мест по условиям труда и ее сроки – законодательное регулирование
Стоит начать с того, что эта процедура является комплексной, и на нее оказывает влияние множество факторов. И, что самое важное, она обязательна для любого работодателя, имеющего производство или ведущего иную хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. Подобная проверка проводится самим начальником предприятия.
Он обязан собрать необходимую комиссию из экспертов, привлечь к проверке сторонние организации, прошедшие соответствующую аккредитацию и, в конце аттестации, получить нужные сертификаты. Сроки аттестации рабочих мест установлены в законодательстве – она должна проходить не реже одного раза в 5 лет.
Тот факт, что подобная проверка является обязательной для всех работодателей Российской Федерации, закреплен в соответствующем законодательном акте – ст. 209 ТК РФ. Там же указаны сроки проведения аттестации, а также её основные цели и задачи.
В Трудовом Кодексе говорится, что проверка рабочих мест по условиям охраны труда нужна для того, чтобы установить, насколько рабочее место соответствует законодательным нормам, есть ли там факторы, которые могут навредить здоровью сотрудника или представлять для него опасность.
И если такие факторы будут найдены, то в результатах должны быть указаны решения, которые помогут привести рабочее место к соответствию с законодательными нормами. Все действия, которые направлены на улучшение условий труда на производстве, не обязаны укладываться в срок аттестации рабочих мест по условиям труда.
Если по результатам аттестации выявлены факторы, которые угрожают жизни и здоровью сотрудника, то комиссия должна составить проект по приведению рабочего места к надлежащему виду. А порядок проведения всех составленных мероприятий перенаправляется в федеральные органы, которые занимаются контролем условий труда на предприятиях.
Также в законодательстве установлено, что работодатель обязан предоставить всё необходимое для того, чтобы проверка рабочих мест и проведение последующей сертификации прошли нормально. Если начальник предприятия случайно или умышленно нарушил процедуру, сроки или каким-нибудь другим образом препятствовал проведению аттестации, то он может быть привлечен к ответственности.
Кроме самого ТК РФ, есть и другие документы, которые влияют, напрямую или косвенно, на то, какие есть сроки прохождения аттестации
- ГОСТ 12.4.011-89, где утверждены стандарты и критерии, распространяющиеся на индивидуальные и коллективные защитные средства.
Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/sroki-provedeniya-attestatsii-rabochih-mest.html
Срок действия аттестации рабочих мест
Проведение аттестации рабочих мест нацелено на предотвращение несчастных случаев на производстве и профзаболеваний сотрудников предприятия, а также на реализацию мероприятий по проведению условий труда в соответствии с общегосударственными нормативно-правовыми требованиями охраны труда.
- исследование влияния вредных факторов на жизнь и здоровье человека в результате рабочей деятельности;
- экономическая обоснованность использования к отдельным категориям профессий льгот и компенсаций за вредные условия труда;
- разработка мер по улучшению уже существующих рабочих условий и уменьшению пагубного влияния на физическое здоровье человека.
Согласно Трудовому Кодексу РФ, Федеральному закону об аттестации рабочих мест, Приказу Министерства здравоохранения № 342н, работодатели и организации обязаны проводить соответствующую проверку и обеспечивать своих подчиненных безопасными условиями труда.
Описание закона об аттестации рабочих мест
С 1 января 2014 года, аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда, которая будет проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426. Настоящий закон был принят участниками Государственной Думы 23 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря. Новый закон устанавливает нормативно-правовые и организационные основы, а также процедуру проведения специальной оценки условий труда и регламентирует законодательное положение, права, обязательства и ответственность соучастников данной аттестации.
Содержание нормативного документа состоит из 4 глав и 28 статей:
Глава первая (статьи 1-7). Основные понятия. Определяет:
- предмет регулирования действительного Федерального закона;
- регламентирование специальной аттестации;
- специальная аттестация условий труда;
- права и обязательства предпринимателя;
- права и обязательства сотрудников;
- применение соответствующих результатов.
Глава вторая. Процедура проведения специальной оценки условий труда:
- ст 8. Учреждение, которое занимается проведением аттестации;
- ст 9. Подготовка к проведению;
- ст 10. Аутентификация потенциально вредных и пагубных факторов;
- ст 11. Провозглашение соответствия условий труда;
- ст 12. Исследования и измерения условий труда;
- ст 13. Вредные и пагубные факторы производственной среды и трудового порядка;
- ст 14. Виды условий;
- ст 15. Результаты проведения аттестации;
- ст 16. Особенности проведения аттестации;
- ст 17. Осуществление внеплановой проверки;
- ст 18. Федеральная общегосударственная информационная система учета.
Глава третья (статьи 19-24). Учреждения, которые занимаются проведением специальной оценки условий труда. Данный раздел включает в себя следующие организации:
- экспертные;
- реестр организаций;
- независимое учреждение, которое проводит внеплановую аттестацию;
- экспертиза качества;
- гарантирование исполнения обязательств всех учреждений.
Глава четвертая (ст 25-28). Итоговые положения закона. Регламентирует:
- общегосударственный и профсоюзный надзор за соблюдение норм и требований действительного закона;
- несогласие относительно вопросов проведения специальной аттестации и улучшения условий труда;
- переходные положения;
- процедура вступления в законную силу закона.
Источник: http://zakonosfera.ru/cat-num-2/srok-deystviya-attestatsii-rabochih-mest.php
На какой срок делается аттестация рабочих мест — СИЗ, нормы, инструкции
В этом документе содержится список должностей, какие должны проходить периодическую аттестацию. В перечень поэтапно вводятся всевозможные изменения, но основные диспозиции остаются идентичными с 2014 года (время внесения последних поправок). Далее мы более подробно разберем структуру этого акта.
Периодическую проверку проводят сообща работодатель с проверяющей организацией, заранее привлекаемой первым для выполнения заказа, на основании контракта (возмездного) гражданско-правового характера.
В итоге комиссия рассматривает выписанный отчет в течение 10-ти календарных дней с времени его поступления, затем подписывает формулярный протокол проведенного заседания проверочной коллегии по результатам рассмотрения должностей по нормам и условиям труда (впоследствии итоговый) затем передает его в скреплении с приказом об аттестации работодателю (законному представителю).
Срок проведения аттестации рабочих мест
За первичную дату начала процесса проведения внеочередной/очередной проверки принимается время издания внутреннего приказа заказчика-работодателя об утверждении численности комиссии и последующего графика проведения подобных мероприятий.
Проверка новых организованных единиц строго должна быть заказана не позже чем через 2 месяца после внесения их в производство.
Срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда
Формальные сроки проведения такой процедуры устанавливаются заказчиком-работодателем (по элементам перечня) исходя из того, что отдельная должность должна анализироваться не меньше одного раза (проверки) в 5 лет. Этот срок отсчитывается от времени завершения проведения предыдущей проверки
Оформление результатов аттестации рабочих
Далее при проверке четкой оценке подлежат без исключения все имеющиеся на данном введенном рабочем месте условия/факторы производственной основы и трудового процесса, прямо характерные для текущего технологического процесса и имеющегося оборудования, применяемых на анализируемом рабочем месте. Фактически установленные измерения и оценки потом оформляются выписанным протоколом. Эти протоколы фиксации измерений и оценок создаются по каждому фактору, по нормам подлежащему оценке. Описываемый документ (или его образец) должен содержать типовую информацию в виде:
- полного/сокращенное реквизитов работодателя;
- юридический и фактический адрес расположения;
- отдельный идентификационный номер протокола;
- точную дату проведения анализа и оценок нормирования (их отдельных частей);
- наименование составного подразделения работодателя (если это отделение).
Указанные карты анализа условий труда по показателям, образец каких предусмотрен приложением за N 2 к данному Порядку, и обязательно оформленные в структурном соответствии с изданными Рекомендациями по фактическому заполнению итоговой карты проверки рабочего процесса по нормированию наемного труда соотносимых приложению за N 3 к данному Порядку, с выписанными протоколами измерений или оценок.
Кто проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда в организации
- Аттестующая организация — строго и обязательно оформленное юридическое лицо, формально аккредитованное в прямом установленном порядке 2-ом в виде организации, оказывающей подобные услуги далее выполняющей их на основании структурного договора, к примеру, гражданско-правового характера с заказчиком-работодателем, а также анализ соответствия особенностей труда государственным нормативам по его охране, проводимую в соотношении с разделом за номером 3-м описываемого Порядка, оформление и фиксирования отчета (в профильной документации).
- Какие должности в организациях подлежат аттестации по условиям труда?
- Обязательной проверке в процессе подлежат все имеющиеся должности заказчика-работодателя.
Ст 212 ТК РФ аттестация рабочего места по условиям труда: основные положения
Целью данной диспозиции является обозначение обязанности прямого работодателя по обеспечению своим работникам должных и нормальных условий трудовой деятельности. Это отражается также и части вредных производств (Приказ Минздравсоцразвития). Также здесь указывается и степень ответственности при факте несоблюдения предписаний этой статьи.
- Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
- Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (10 3,90
Источник: http://rossiz.ru/na-kakoy-srok-delaetsya-attestatsiya-rabochih-mest/
С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда
В 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 ТК РФ (подробнее об этом читайте в материале «Аттестация рабочих мест: общие правила и отдельные нюансы»).
С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.
Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в недавно принятом Федеральном законе от 28.12.13 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ).
В нем говорится, что спецоценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.
По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.
Кто должен проводить специальную оценку
Обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях. Это следует из статьи 212 ТК РФ (в новой редакции) и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников.
Что касается предпринимателей без наемного персонала, то они не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.
Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят. Эта норма закреплена в статье 3 Закона № 426-ФЗ.
Какие рабочие места подлежат специальной оценке
Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке.
Так, аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.
Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях. Но теперь в Законе № 426-ФЗ четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно.
Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации (подробнее об этом см.
«Минтруд: организации обязаны проводить аттестацию рабочих мест в офисе»). Но теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано.
Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.
Как часто проводить спецоценку
По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.
При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест.
Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов.
Также внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой спецоценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.
Как начать специальную оценку
Чтобы начать спецоценку условий труда, работодатель должен предпринять следующее: создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки.
В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо ИП. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.
Сторонняя организация, проводящая спецоценку — это юридическое лицо, которое соответствует трем критериям. Во-первых, по уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда. Во-вторых, в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке.
Причем, как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
В-третьих, в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.
Проведение спецоценки и оформление ее результатов
В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию. Форма и порядок подачи будет разработан и утвержден специалистами Минтруда.
Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего такие классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.
По окончании спецоценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и проч. Форму отчета и инструкцию по его заполнению должны утвердить специалисты Минтруда России.
Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в общем случае в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).
Где используются результаты специальной оценки
В числе прочего, результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя (подробнее об этом см. «Как ФСС рассчитывает скидки и надбавки к страховому тарифу»).
Правда, в действующей форме 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда от 19.03.13 № 107н, предусмотрены поля для результатов аттестации, а поля для результатов спецоценки отсутствуют. Но, скорее всего, в ближайшее время в бланк будут внесены соответствующие изменения. А пока этого не произошло, допустимо, на наш взгляд, ставить данные по специальной оценке в действующую форму.
Кроме того, результаты спецоценки служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов (см. таблицу).
Таблица
Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов
Опасный | 4 | 8 % |
Вредный | 3.4 | 7 % |
3.3 | 6 % | |
3.2 | 4 % | |
3.1 | 2 % | |
Допустимый | 2 | 0 % |
Оптимальный | 1 | 0 % |
Также результаты спецоценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень таких целей приведен в статье 7 Закона № 426-ФЗ.
Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее пяти лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки.
После истечения пятилетнего срока с даты завершения последней аттестации ее результаты аннулируются, и работодатель должен провести спецоценку.
Чем грозит отказ от спецоценки
Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности.
Сейчас санкции за данное правонарушение предусмотрены статьей 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа составляет для должностных лиц от 1 000 до 5 000 руб., и для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Возможен и другой вариант наказания — приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Начиная с 2015 года в случае отказа от спецоценки инспекторы станут применять новую норму, а именно — статью 5.27.1 КоАП РФ. Величина штрафа будет составлять для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 руб., и для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб. Предусмотрен и более мягкий вариант наказания — предупреждение.
Если нарушение будет совершено повторно, размер санкции увеличится и составит для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 руб. до 200 000 руб..
Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до девяноста суток.
Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ.
Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев.
Есть и другой вариант наказания — исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года.
В случае смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы, либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.
Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2014/1/8226